Плюсы развития внутреннего рынка страны. Десять шагов развития внутреннего рынка

К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции.

В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления.

При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами .

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества.

Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов — минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада , что позволяет получать транспортную и туристическую ренты .

Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Существуют и противодействующие факторы , препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел , что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат.

Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий.

По данным Всемирного банка , внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощали государственный бюджет. Однако по состоянию на 1 сентября 2013 года внешний государственный долг России сократился до 49,54 млрд долл.

Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл., однако в 2012 году они возросли до 51,4 млрд долл.

Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится :

— эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

— гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

— оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

— свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

— способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны :

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

· не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, милиция и т.д.;

· не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

· не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

· подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.

Важнейшим аргументом критиков рыночной системы является то обстоятельство, что рынок допускает и даже стимулирует угасание своего главного регулирующего механизма – конкуренции . Они выделяют два основных довода при обосновании своей позиции:

— конкуренция досаждает индивидуальному производителю своим жестким повседневным воздействием. Предприниматели, стремясь получить максимальную прибыль и улучшить свое экономическое положение, пытаются освободиться от действия конкурентных отношений. Недобросовестные действия предпринимателей и монополизация рынков способствуют ослаблению конкуренции. А.Смит сформулировал этот тезис следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены»;

— предполагается, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования больших объемов инвестиций; б) крупных рынков; в) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология предопределяет существование огромных по своим масштабам фирм-производителей, которые обеспечивают своей продукцией целые регионы, страны и международные рынки. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно малых.

Внешние эффекты . Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда его побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Например, предприниматель, стремясь избежать дополнительных расходов на очистные сооружения, при производстве своей продукции загрязняет окружающую среду. Загрязненная атмосфера и неочищенные стоки оказывают вредное воздействие на всех жителей данной местности, в том числе и на тех, которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи произведенного предпринимателем продукта. Другими словами, издержки производства в данном случае перекладываются на людей, не вовлеченных в процесс производства или торговли; таким образом, процесс для них будет внешним .

24 октября в Ереване состоялся круглый стол «Перспективы формирования единого рынка органической продукции ЕАЭС: выработка согласованных подходов нормативно-правового регулирования». Дискуссия прошла в рамках III Международного форума «Евразийская неделя»

Целью Круглого стола было выработать предложения по наднациональной координации политики государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции.

Участники встречи обсудили такие вопросы, как перспективы формирования единого рынка органической продукции, нормативно-правовое обеспечение развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС.Модератором круглого стола выступил Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России.

Законы должны благоприятствовать производству органической продукции, а не ставить барьеры

Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия) Александр Субботин поприветствовал участников Круглого стола, отметив важность того, что данное мероприятие получило такой успех среди стран-участников, и отметил актуальность темы.

«Популяризация здорового питания ведет к росту спроса на органические продукты, — заметил Александр Субботин, — Кроме того, по экспертным оценкам, по итогам 2017 года международный оборот органических продуктов составил порядка 90 млрд долларов США и ожидается его ежегодное увеличение на 10-15%: до 130 млрд долларов к 2020 году, а к 2024 году он может достичь 324 млрд долларов. Экологическая ситуация в мире требует внимания. Наконец, производство органики считается одной из стратегических и приоритетных задач ЕЭК».

Очень важно, заметил спикер, создание общей благоприятной законодательной ситуации, чтобы не существовало препятствий для бизнеса в сфере органики в странах ЕАЭС и для перемещения органической продукции. Сейчас, напомнил Александр Субботин, в трех странах существует закон об органическом производстве – в 2008 году закон принят в Армении, в Казахстане в 2015 году, а теперь и в России, закон был подписан президентом в 2018 году. В Белоруссии закон сейчас отправлен на одобрение в Совет республики, в Кыргызстане законопроект рассматривается парламентом. В принятых и планируемых к принятию законах разных стран есть различия, в том числе в сфере аккредитации и стандартизации. Александр Субботин подчеркнул, что для повышения экспортного потенциала стран нужно добиться единых подходов в законодательстве стран ЕАЭС. «Возможно рассмотрение нескольких концептуальных направлений межгосударственного взаимодействия. Первое — унификация и гармонизация требований в отношении производства, обращения, сертификации, маркировки органической продукции для взаимного признания в рамках Союза. Второе – взаимное признание национальных систем сертификации и товарных знаков органической продукции, чтобы не подтверждать соответствие в каждой стране отдельно», — высказался Александр Субботин, предложив участникам подискутировать на эту тему и выразить свои мнения.

Опыт стран-участников Круглого стола по развитию рынка органики

Артак Камалян, заместитель Министра сельского хозяйства Республики Армения, заметил, что на сегодняшний день развитие органического сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений развития как мирового сельского хозяйства, так и евразийского рынка сельхозпродукции. А для Армении это еще более важно. «Армения не обладает тем потенциалом, как, например, США, Европа, Россия, не имеет таких ресурсов и не может зарабатывать за счет объема. Поэтому делать упор на качество – одно из наших приоритетных направлений, — заметил Артак Камалян. – Мы как государство должны разрабатывать ту государственную политику, которая должна быть направлена на популяризацию органического сельского хозяйства».

Глава офиса ФАО по партнерству и связям в Казахстане Кайрат Нажмиденов напомнил, что закон об органике работает в республике уже 3 года. Сегодня подготовлены и приняты Требования к процессу производства органической продукции, Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической продукции, Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции. Спикер рассказал, как Казахстане развивается органическое производство: «Мы проводили анализ производства органической продукции, изучили правовую базу, как обстоит дело в других стран мира, оценили возможности развития органического хозяйства в Казахстане. Часть производителей считают, что надо ориентироваться на внутренний рынок, часть – что надо ориентироваться на экспорт. Мы решили, что, конечно, надо развивать экспорт, но не забывать и о внутреннем рынке». Важно было также обеспечить сферу информационной поддержкой, а также в республике было выпущено и руководство по тому, как развивать органическое сельхозпроизводство. Органическое сельское хозяйство в Казахстане входит в цели стратегического развития страны.

В 2018 году был запущен проект технической поддержки по внедрению систем достоверности учета и прослеживаемости органической продукции в Казахстане. Эта система обеспечит прозрачность рынка органической продукции в стране и укрепит доверие к местным производителям и поставщикам экологически чистой продукции. Проект реализуется совместно с Naturland e.V./Organic Services GmbH (Германия) и Центром прикладных исследований «ТАЛАП» (Казахстан). «Если фермер произвел 1000 тонн пшеницы, он отмечается в системе. Мы тестируем сейчас ее в Казахстане», — пояснил Кайрат Нажмиденов, отметив, что это помогает бороться с лжепроизводителями.

На данный момент ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Казахстана в разработке Проекта Концепции развития органического сельского хозяйства республики и Дорожной карты развития органического сельского хозяйства РК (2018-2021 годы).

Сегодня ФАО активно участвует в процессах формирования единого рынка стран ЕАЭС. В 2017 году в Москве прошел международный семинар «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС» Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным отделением ФАО для Европы и Центральной Азии при содействии Национального органического союза России. В результате семинара было резюмировано, что в странах Союза уже сегодня ведут активную работу по нормативно-правовому регулированию органического производства на уровне государств.

«Органическое сельское хозяйство в перспективе станет стабильным драйвером экономики агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),- подвел итог спикер, — а развитие органического производства во всех государствах-членах отнесено к числу стратегических и приоритетных задач».

Опыт России и Беларуси в развитии органического сельского хозяйства

Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России, рассказал участникам Круглого стола, как развивается сектор органики в Российской Федерации: «В России органическое производство начало развиваться активно примерно с 2010 года, и за 8 лет произошел хороший скачок вперед, мы выросли с одного органического производителя до 90». Однако на 140 млн населения эта цифра очень маленькая, заметил спикер, поэтому стоит задача стимулировать развитие сектора органики. «Наша цель расти минимум на 10-20 процентов в год», — заметил Олег Мироненко.

Объем российского рынка также небольшой и составляет порядка 160 млн. евро. При этом Россия сама производит только чуть более 20 процентов потребляемой ею органической продукции, а 80 процентов – это импорт. Однако из стран ЕАЭС в Россию импортируется крайне мало органических товаров, менее 1% импортного объема. «У нас есть большое желание, чтобы при дальнейшем росте органики в России страны ЕАЭС принимали в этом более активное участие», — заметил Олег Мироненко.

«На сегодня рынок органической продукции в России формируется довольно быстро. Был некоторый спад потребления в 2014-15 годах, но мы его быстро преодолели. Сейчас рынок растет примерно на 10-15 процентов в год, — рассказал Олег Мироненко. – И благодаря наличию ресурсов мы можем расти гораздо быстрее. Из более чем 30 млн га брошенных пашен в России порядка 12 млн га можно ввести в органику довольно быстро».

«Изначально мы понимали, что органический рынок ЕАЭС надо формировать единый, поэтому Россия была инициатором создания межгосударственного стандарта для всех стран ЕАЭС. Данный стандарт был утвержден и введен в действие с 1 января 2018 года и у нас была надежда, что к этому межгосударственному стандарту присоединятся другие страны,- сказал Олег Мироненко. — К сожалению, на сегодня мы констатируем, что только Кыргызстан и Россия ввели этот стандарт у себя в качестве национальных стандартов, другие страны находятся пока в периоде ожидания. Мы бы хотели, чтобы в этом активное участие приняли и другие страны ЕАЭС, поскольку это было бы интересно с точки зрения развития единого рынка и свободного хождения товаров. Мы призываем другие страны присоединиться к этому стандарту и уже вместе вырабатывать в рамках этого стандарта единые правила и технологии производства органической продукции. В противном случае мы вынуждены будем запускать процесс взаимопризнания». Исполнительный ди⁠ректор НОС напомнил, что процесс взаимопризнания США и Европы в сфере органики, например, занял 12 лет. «Вы понимаете, какие это ограничения для рынка, если мы пойдем на взаимопризнание, поэтому лучше работать по единому стандарту», — высказался Олег Мироненко.

Сейчас, сообщил Олег Мироненко участникам дискуссии, в России принят закон об органическом производстве, который вступит в силу с 1 января 2020 года, и на данный момент перед российским органическим сообществом стоит задача отработать целый ряд внутренних вопросов в связи с этим: «Идет большая работа по формированию сертификационной системы. В отличие от большинства стран ЕАЭС в России есть собственные сертификаторы. Мы хотим создать внутренний сертификационный рынок, и для нас в этом важна тесная работа с Росаккредитацией. Мы хотим также ввести графический знак органики. У нас по этому вопросу была большая дискуссия с коллегами из Беларуси, должна ли каждая страна иметь свой знак, или стоит сделать один общий знак для стран ЕАЭС, который может присваиваться в рамках межгосударственного стандарта. Это подлежит обсуждению. Важный вопрос также – создание реестра производителей органики в России. Это будет создаваться под эгидой государства. Такие же реестры планируют создавать и другие страны ЕАЭС. Нам бы хотелось, чтобы эти реестры были взаимопересекаемые, чтобы потребитель мог по единому реестру проверить производителя продукта, стоящего на полке».

К дискуссии подключился представитель Беларуси. Рассказывая о том, как развивается рынок органики в стране, заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Татьяна Карбанович заметила, что Беларусь находится пока на начальном этапе становления рынка органики, однако процесс движется активно. «У нас разработан проект закона о производстве и обращении органической продукции, в эти минуты он рассматривается в Совете республики. Развитие сектора органики важно с точки зрения обеспечения населения качественными продуктами питания, развития малых и средних форм бизнеса, развития экспортного потенциала. Сейчас в Беларуси 20 крупных производителей, включая фермерские хозяйства. Общая площадь органических земель составляет 1,5 тысяч гектаров. Пока отсутствует национальное законодательство в сфере органики, однако уже есть сертификационные в Евросоюзе организации, которые уполномочены выдавать сертификаты производителям органики на территории Беларуси».

Рынок органики нужно разнопланово исследовать

Мы задались вопросом, для кого создается рынок органической продукции? Возникла необходимость провести социологическое исследование среди потребителей и фермеров, чтобы понять, насколько население информировано и готово потреблять органические товары, рассказала Татьяна Карбанович. «Мы выяснили, что общая степень осведомленности жителей – средняя. Что-либо об органике знают 35-48 процентов. Есть и ошибочные представления об органической продукции», — сообщила эксперт. Выявились также такие сложности, как трудности сбыта органической продукции, недостаточный спрос, нехватка профессиональных кадров, квалифицированных специалистов, недостаточная маркетинговая стратегия. В результате исследования были сделаны выводы о том, что недостаточность осведомленности в сфере органики во многом связано с отсутствием законодательной базы». Далее спикер отметила, что нужно также развивать технологии, готовить кадры, а также уделять много внимания информационному ресурсу, просветительской работе.

Сегодня исследования выполняются в рамках Государственных научно-технических программ «Агропромкомплекс-2020», «Промышленные биотехнологии» 2016 – 2020 г., а также при поддержке средств инновационных фондов (Минсельхозпрода и местных бюджетов). Разработки охватывают вопросы растениеводства (улучшение почвенного плодородия, биологическая защита растений, регламенты по возделыванию сельскохозяйственных культур), разработка микробиологических препаратов, продуктов переработки, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т.д.

«Начиная с 2009 года целенаправленная работа по подготовке кадров велась в вузах страны для сельхозпроизводителей, включая фермеров-студентов. Активность проявлена со стороны всех государственных и общественных структур в ходе разработки законопроекта. Несмотря на то, что ведется такая многовекторная работа, она требует комплексного подхода», — отметила спикер. Для этого разработана Стратегическая карта развития органического сельского хозяйства в Беларуси, включающая как законодательное и институциональное развитие, так и научно-методическое обеспечение и подготовку кадров. Важной составляющей этой карты является взаимодействие стран ЕАЭС по развитию внутреннего рынка.

В Кыргызстане, рассказал, в свою очередь, ди⁠ректор Кыргызагробиоцентра Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Жаныбай Туманов, уделяется большое внимание продовольственной безопасности – и большое значение для этого имеет органическое сельское хозяйство: «Сейчас в Кыргызстане более 1000 хозяйствующих субъектов в сфере органики, органическая продукция выращивается на площади более 7,5 тысяч гектаров. Министерство сельского хозяйства республики уделяет большое внимание помощи фермерам страны в овладении навыками ведения органического производства». Большую помощь в разработке национального стандарта органического производства в республике оказывает принятый Евразийским союзом межгосударственный стандарт, подчеркнул Жаныбай Туманов, выразив благодарность его разработчикам. Сейчас в Кыргызстане законопроект об органическом сельхозпроизводстве одобрен правительством, а также парламентом в первом чтении. Представитель Кыргызстана подчеркнул важность взаимного признания для гармонического развития органического производства в странах ЕАЭС.

«В 2002 году в Армении в сельхозсекторе впервые появилось представление об органике, — рассказал участникам дискуссии генеральный ди⁠ректор ООО «ЭКОГЛОБ» Филип Ашикян. В этом году была создана компания «ЭКОГЛОБ». – Мы принимаем участие в разработке частных и национальных органических стандартов. Мы сертифицируем растительное производство, корма, виноделие, алкоголь и другие производства, ведущие деятельность в сфере органики». Компания признана в Армении официальным аккредитованным сертификатором, также признана государственными и частными сертифицирующими органами ряда других стран, в частности, Швеции и Швейцарии. «ЭКОГЛОБ» — член IFOAM international, соучредитель IFOAM Евразия, Армянского фонда органического сельского хозяйства.

Важным является то, что уже сейчас компания работает на рынках стран ЕАЭ С, а также сертифицирует производителей в Украине и Грузии. Сегодня реализуется 93 проекта по сертификации. Продукция, сертифицированная «ЭКОГЛОБ», экспортируется в 14 стран мира.

В Армении, рассказал Филип Ашикян, 730 гектаров сертифицированных органических земель, еще 700 гектаров находится в процессе конверсии, около 5000 гектаров – территория дикого сбора, 1800 ульев, 36 фермеров находятся в процессе сертификации, 22 переработчика. «На нашем рынке переработчики стимулируют развитие органического рынка. Сырьевая база пока хромает, хотелось бы больше», — заметил эксперт.

Важным с точки зрения использования опыта для стран ЕАЭС, отметил эксперт, является реализация совместного проекта «ЭКОГЛОБ» с ООО «КАВКАЗСЕРТ» по сертификации в рамках стандарта «ГРИН Кавказ», который признан эквивалентным стандарту ЕС и прошедшего международную аккредитацию по ИСО 17065.

Эксперт Международной службы по аккредитации в сфере органического сельского хозяйства (IOAS) Нуне Дарбинян, один из попечителей Армянского фонда органического сельского хозяйства, один из разработчиков закона об органике в Армении, поделилась недостатками и плюсами развития органики в республике. В Армении мало угодий и фермерских и переходных хозяйств, единственной мотивацией развития органики в стране является возможность экспорта, считает Нуне Дарбинян. Но этого недостаточно. Проблема также в отсутствии cформированного спроса, во многом из-за наличия сомнительных игроков на рынке, отметила эксперт. И еще одна важная проблема – отсутствие государственной поддержки и стимулирования органического сельского хозяйства. В Европе, где государства поставили себе приоритетной целью поддерживать органическое производство, оно активно развивается.

Плюсы и минусы развития единого органического рынка стран ЕАЭС

С точки зрения развития единого рынка стран ЕАЭС, сегодня существуют определенные реалии, которые влияют на развитие такого рынка как положительно, так и наоборот.

К минусам спикер отнесла неразвитость рынка органической продукции, ограниченные цепочки производства, разрозненность реализуемых проектов и мотивационные проблемы. Плюсы же, которые помогают сектору органики развиваться, заметила Нуне Дарбинян, – это объединение усилий, законодательные инициативы в Армении, Казахстане, России, добровольные и частные национальные стандарты, возникновение независимой сертификации. И важно также извлечь опыт из полученных уроков. «Одним из важных компонентов является то, чтобы были финансовые потоки, частные инвестиции, государственное стимулирование для поддержки органического рынка. Важно создание условий стимулирования фермеров», — считает эксперт.

Есть пути и возможности для интеграции и создания внутреннего рынка и объединения с внешними рынками. Нужно выращивать доверие к органической маркировке со стороны потребителя – это важно для развития внутреннего рынка органики. Нужен также и ассортимент органической продукции. «Одними соками и сухофруктами не сформировать внутренний рынок. Нужны мясо, молоко, яйца. Пока этого нет, не будет того потребителя, который будет иметь свой постоянный, стабильный интерес к органической продукции», — заметила Нуне Дарбинян. А для развития внешнего рынка нужно сотрудничество, использование уже существующего опыта взаимопризнания, международная аккредитация органов сертификации.

По ее словам, для обеспечения финансовых потоков в органическое сельское хозяйство, в том числе частных инвестиций, донорского финансирования и государственного стимулирования, необходимо создать привлекательные инвестиционные механизмы: льготное налогооблажение, предоставление субсидий, создание рынков, например, средств, применимых только в органике, поддержка фермеров в процессе сертификации.

Что касается продвижения органической продукции, производимой в СНГ и ЕАЭС, здесь необходимо создать интегрированное нормативно-правовое поле как для стран- участников ЕАЭС, так и с международным законодательством. Нужно также взаимопризнание органов сертификаций и международная аккредитация этих органов.

«Вместе с тем, ЕАЭС должна обеспечить свободный оборот органической продукции между своими странами, создать единый рынок, сформировать доверие к органическому статусу и создать региональный стандарт для всех игроков. При этом государства должны понять, что развитой органики не будет, если в ней не будет интегрировано сельское хозяйство, природоохранная система и экономика»,- отметила Нуне Дарбинян.

Представитель автономной некоммерческой организации «Российская система качества» Андрей Лысенков рассказал о том, что их организация была учреждена правительством РФ в 2015 года, задача – сертифицировать продукцию в магазинах на соответствие тем или иным стандартам. «Наиболее качественным образцам мы присуждаем «Знак качества», который является правопреемником Знака качества советского периода. Мы сотрудничаем с сертифицированными лабораториями России, планируем начать это сотрудничество и с зарубежными лабораториями, — рассказал Андрей Лысенков. — Всего за время нашей работы мы исследовали уже более 4000 товаров продовольственной корзины российского рынка».

Подводя итоги дискуссии, Александр Субботин выразил надежду, что для каждого участника встреча прошла с пользой.

Справка . Форум «Евразийская неделя» ежегодно проводится странами ЕАЭС и ЕЭК. Мероприятие включает в себя деловую и выставочную части, способствует установлению B2B- и B2G-контактов. Впервые форум прошел в октябре 2016 года в Москве, второй в 2017 году в Астане, нынешний форум прошел в Ереване. на площадке Московского международного форума «Открытые инновации». Второй форум прошел в августе 2017 года на площадке ЭКСПО в Астане. Событие ежегодно собирает более 2 000 участников из государств ЕАЭС и третьих стран.

Интеграционные процессы имеют положительные и отрицательные последствия для стран-участниц этих процессов.

При их рассмотрении необходимо учитывать, что все больше возрастает та часть национального производства, которая направляется на продажу за пределы страны, т.е. на экспорт. По мере роста благосостояния стран увеличивается и внутреннее потребление, покрываемое за счет ввезенных иностранных товаров. Набирающие силу внешние факторы экономического развития (воздействие экспортных и импортных операций) все в большей мере станут влиять на развитие внутренних рынков национальных хозяйств.

Выигрывают прежде всего конкурентоспособные национальные отрасли и предприятия стран, участвующих в процессах интеграции.

Для продукции таких отраслей открываются новые рынки сбыта, и у отрасли появляется возможность наращивать производство и добиваться дополнительной прибыли в основном за счет снижения издержек и увеличения объема производства.

Одновременно открывается возможность покончить с монопольным положением национальных фирм и предприятий за счет прихода на национальный рынок иностранных производителей - конкурентов. Это способствует росту конкурентных тенденций, национальный рынок вынужден реагировать на ситуацию на других рынках.

Практически в каждой экономике в той или иной мере присутствуют дефициты национальных факторов производства, таких, как рабочая сила, капиталы, инвестиционные товары и т.д. Интеграция помогает решить эти проблемы за счет перемещения этих факторов производства из других стран, чему более не препятствуют национальные государственные границы.

Вместе с этим облегчается проблема привлечения международного капитала. Чем глубже страна вовлечена в интеграционный процесс, тем больше у нее появляется шансов привлечь мировые потоки капиталов и ускорить свое развитие с помощью ресурсов, привлеченных из вне.

Все перечисленное выше делает национальные рынки более динамичными, поскольку в целом динамично развивающийся мировой рынок вынуждает национальные рынки совершать осознанные действия, направленные на их вхождение в состав мирового рынка на полноправных основаниях.

Положительные моменты интеграционных международных потоков соседствуют и с неизбежными потерями. Одна из главных потерь может быть связана с резким давлением конкурентной среды и необходимостью быстрой перегруппировки ресурсов. Этот процесс, как правило, сопровождается банкротством неэффективных производителей (и это, в целом, хорошо) и часто массовой безработицей (а это плохо, так как обостряется социальная напряженность). В то же время появление новых вакансий обычно не способно компенсировать количество потерянных рабочих мест.

В связи с тем, что государству приходится брать на себя целый ряд обязательств, преследующих выполнение определенных международных стандартов (экология, среда жизнеобитания и т.д.), может вырасти уровень налогообложения.

Если интеграционный процесс достигает широких масштабов, то в странах могут происходить изменения в приемах ведения бизнеса, исчезают многие бытовые устоявшиеся традиции, что вызывает определенный дискомфорт у некоторых слоев населения, особенно у тех, кто потерял стабильный доход в результате этих изменений. Поэтому почти идеальным вариантом является интеграционное объединение стран с близким уровнем экономического и социального развития. Не случайно, например, Евросоюз ставит для желающих войти в него стран условия по достижению определенной планки уровня экономического развития.

Второй серьезной потерей может выступать агрессивное "наступление" иностранного капитала, который стремится занять наиболее доходные ниши бизнеса, оставляя местным производителям рынки среднего и малого предпринимательства.

Поскольку в условиях глобализации национальный рынок становится местом приложения действий международных информационных и финансовых потоков, т.е. превращается в интегральную часть мировой рыночной структуры и через него проходят международные глобальные сети, ослабляются противовесы натиску на национальные рынки со стороны успешного иностранного бизнеса.

Снятие границ, со своей стороны, ведет к оттоку ресурсов, в том числе и человеческих в более успешно и интенсивно развивающиеся регионы. Опасность этого заключена в том, что страна резко теряет возможность модернизации реального сектора, падает ее "интеллектуальный КПД", а значит, и способность быть равноправным членом интеграционного объединения.

Импортная зависимость - еще одна угроза национальному рынку. В этом случае происходит оттеснение отечественных производителей с ведущих позиций национального рынка, что практически ставит страну в зависимость от импортных товарных поставок, теряется экономическая безопасность страны.

Серьезную проблему для страны может создать ее зависимость от движения международного спекулятивного финансового капитала, поскольку практически завершилась глобализация финансовых рынков, и возможность быстрых притоков и внезапных оттоков "горячих" денег приводит к потрясениям на рынке капиталов.

Смягчить отрицательные факторы интеграционных процессов можно целым рядом действий, предпринятых на государственном уровне. К ним следует отнести:

ориентацию экономического роста на инновационные процессы;

встраивание национального рынка страны в глобальную сеть ТНК как одну из составляющих процесса интернационализации производства;

нахождение адекватных рынков сбыта, т.е. рынков, где отечественный экспорт мог бы найти спрос;

диверсификация национального производства, т.е. одновременное развитие многих, не связанных между собой технологических видов производства и другой предпринимательской деятельности, расширение ассортимента производимых товаров и услуг;

продуманная политика привлечения иностранных инвестиций в качестве инструмента диверсификации экономики;

защита от спекулятивного финансового капитала путем ограничений по счету движения капиталов, или ограничения притока такого капитала в страну.

Единый внутренний рынок Европейского союза (далее ЕС) – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Концепции «внутренний рынок», «единый рынок» и «общий» рынок зачастую используются как синонимы, и все же незначительно, но эти понятия имеют смысловые нюансы. Общий рынок – это этап международной экономической интеграции, который предполагает не только отмену внутренних импортно-экспортных пошлин, но и создание всех условий для свободного перемещения товаров, работ и услуг, а также капитала и трудовых ресурсов. Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Это отражено в позиции Суда ЕС в решении от 5 мая 1982 г. по делу 15/81 Гастон Шуль (Gaston Schul Douane Expediteur BV ν Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen): общий рынок направлен на устранение всех барьеров в торговле внутри сообщества с нацеленностью на слияние национальных рынков в единый рынок; при этом преимущества такого рынка должны быть доступны не только для бизнес-игроков, но и для частных лиц. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Далее может последовать стадия превращения объединенных национальных рынков во внутренний рынок, что предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка. Рассмотрим, каким образом данные стадии проходили в рамках ЕС.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 г. Ст. 2 Договора о Европейском экономическом сообществе устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т. е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза. Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободного движения факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики.

В целом к 1 января 1970 года основы общего рынка были заложены. Общие правила, остающиеся неизменными и сейчас, таковы.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т. е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

В 1985 году Президент Еврокомиссии Жак Делор высказался о необходимости достигнуть к 1992 году стадии единого рынка. Концепция единого рынка была заложена в Едином европейском акте 1986 г. (ЕЕА). Значение формулировки ЕЕА заключалось в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами-членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.

В Договоре о ЕС (Маастрихтском договоре 1992 г.) были внесены значительные изменения в раздел «Общая торговая политика», в частности были отменены статьи, определяющие порядок и этапы формирования общей торговой политики. Маастрихтский договор значительно ограничил правомочия государств-членов вводить защитные торговые меры: с 1993 г. такие меры могли приниматься государствами самостоятельно только при наличии предварительного разрешения Комиссии. Концепция единого рынка стала реально функционировать с 1 января 1993 г. и сегодня является составной частью экономического и валютного союза государств-членов.

Лиссабонский договор 2007 г. не обращается к категориям «единый рынок», «общий рынок», в нем фигурирует термин «внутренний рынок». Тем не менее основные характеристики внутреннего рынка остаются те же, что и для общего рынка: это «пространство без внутренних границ, в котором осуществляется свобода движения товаров, лиц, услуг, капитала» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС). Если, по мнению Комиссии в целях равномерного развития внутреннего рынка, в отношении каких-либо позиций и предусматриваются изъятия, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка.

В настоящее время в Договоре о функционировании ЕС вопросы внутреннего рынка урегулированы ст. ст. 26–66 и Протоколом № 27 о внутреннем рынке и конкуренции. Отдельно регламентированы вопросы конкуренции (ст. ст. 101–109 Договора о функционировании ЕС).

Внутренний рынок включает всех государств – участников ЕС без исключений. Территориально режим общего рынка распространяется также на 3 из 4 государств – членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г Лиссабонский договор устанавливает сферу внутреннего рынка в рамках совместной компетенции (ст. 4). При этом правила в области конкуренции – это сфера исключительной компетенции Союза (ст. 3). Вопросам внутреннего рынка придается столь большое значение, что они отнесены, среди немногих, к вопросам так называемой подразумеваемой компетенции по ст. 352 Договора о функционировании ЕС, в силу которой Совет ЕС, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, может принять решение о расширении полномочий, если это необходимо для реализации целей внутреннего рынка.

В судебной практике Суда ЕС было расширено понимание сферы действия внутреннего рынка: внутренний рынок также охватывает вопросы ответственности, в т. ч. минимальных штрафов за нарушения права ЕС в сфере функционирования внутреннего рынка.

Еще по теме 6.1 Формирование общего, единого, внутреннего рынка:

  1. ТЕМА V ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФ РАСТ РУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
  2. 1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО
  3. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  4. §3.2. Предоставление политического убежища и статуса беженца как канал легализации: политико-правовые трудности в формировании общего подхода


error: Контент защищен !!