Что мы относим к объекту восприятия. Основные свойства восприятия

Ответы к школьным учебникам

У человека наряду с потребностями, обеспечивающими физическое существование (в пище, воде, общении, продолжении рода, безопасности и т. д.), имеются духовные потребности (в творческой деятельности, признании результатов своего труда, искусстве и т. д.) и потребности в предметах, созданных человеческой цивилизацией.

2. Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека.

Базовые потребности (связаны с обеспечением жизнедеятельности организма): потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и др.

Вторичные потребности (связаны с поведением человека в обществе): потребность в учебе, работе, творчестве, искусстве и др.

3. Какие факторы влияют на формирование потребностей?

На формирование потребностей влияет уровень развития общества, материальный достаток семьи, мода на те или иные предметы потребления.

4. Какова роль речи в организации трудовой деятельности?

С помощью слов люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми, делиться знаниями, приобретать новые знания, навыки и умения.

5. Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет?

Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому.

Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики - команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции становятся такими длинными, но вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение.

Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения.

6. Какие психические процессы относятся к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

7. Что мы относим к объекту восприятия, а что - к фону?

К объекту восприятия можно отнести предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания. Все прочие в данный момент предметы служат фоном восприятия.

8. Какие трудности бывают при воспроизведении информационного материала?

Различают объективное и субъективное восприятие. Когда человек точно описывает факты, то он использует объективное восприятие. При субъективном восприятии человек описывает (воспроизводит) не столько факты и события, свидетелями которых он был, сколько свои переживания по поводу этих событий. Понять из такого рассказа что-либо конкретное невозможно.

9. Каково значение речи при запоминании и воспроизведении?

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память значительно более устойчива, когда опирается на речь. С помощью речи усиливается запоминание и последующее воспроизведение полученной информации.

10. Чем краткосрочная память отличается от долговременной?

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память. В первом случае в системе цепей нейтронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором - вырабатываются химические вещества, которые направляют возбуждение по нужным каналам связи.

11. Что такое воображение?

Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе переработки уже имеющихся образов и впечатлений.

12. Объясните разницу между активным воображением и пассивным.

Активное воображение - воображение, которое позволяет человеку до начала его работы представить то, что получится в результате. Пассивное воображение - воображение, которое подменяет собой активные действия, по существу - это мечтания.

13. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.

Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, так как является средством выражения и сообщения мыслей.

Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д.

14. Каковы качества ума?

Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициативность, избирательность - основные качества ума.

Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материальных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение предметов в пространстве.

Поскольку 90% информации мы получаем с помощью зрения, рассмотрим некоторые особенности зрительного восприятия предметов. Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предметов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит развернутый, осмысленный характер (сукцессивное узнавание). Иногда свидетелю удается запомнить характерные опорные признаки предметов, людей, например отдельные броские черты, дефекты лица. И прежде чем ему предъявят для опознания людей, он может назвать эти признаки. Но так бывает далеко не всегда.

В процессе восприятия зрачок глаза совершает как бы ощупывающие предмет мелкие движения, останавливаясь на его различных точках, выделяя смысловые центры. В основе механизма восприятия лежит свойство нашего зрительного анализатора при строго неподвижном фиксированном положении зрачка через 1-2 с утрачивать полученное изображение на сетчатке глаза. Поэтому зрачок самопроизвольно находится в постоянном движении, перемещая тем самым проекцию отражаемого объекта по различным смежным участкам сетчатки. Это первый вид движения глаза. Второй вид проявляется в более крупных движениях глаза с одной информативной точки на другую, напоминая скачкообразные (саккадические) или плавные (дрейфовые) перемещения.

Поскольку движение глаз, сопровождающее перцептивную деятельность, тесно связано с мышлением, наблюдение за человеком с «бегающими глазами» может подсказать следователю об активизации зрительного восприятия, мыслительных процессов, связанных с той ситуацией, в которой оказался субъект, подозреваемый в даче ложных показаний при предъявлении изобличающих его доказательств. Многопред- метность восприятия, стремление в ограниченный отрезок времени «схватить» главные, существенные признаки предъявленных доказательств, поведение самого следователя могут вызвать у такого лица ускоренное движение зрачков глаз. Все это может свидетельствовать о его повышенном интересе к возникшей в кабинете следователя ситуации, о его личной заинтересованности в результатах расследования.

При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направление взора с выделением наиболее важных «узлов» и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора.

Чтобы больше расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет относительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, которые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетической точки зрения криминалистических объектов.

Основными факторами, влияющими положительно или отрицательно на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия, являются:

перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности; сюжетное осмысление им возникшей ситуации; объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия;

и наконец, опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления.

Анализируя воспринятые свидетелем различные события, мы также наблюдаем воздействие на его перцептивные процессы перечисленных выше закономерностей, что иногда приводит к полным или частичным искажениям (иллюзиям).

Например, по одному уголовному делу об автопроисшествии разыскивалась автомашина, на которой вечером был совершен наезд на людей. Очевидец события некто Н., смотревшая вслед удалявшейся на большой скорости с места происшествия машине, утверждала, что это был «грузовик с прицепом в виде фургона, покрытого брезентом». В результате кропотливой розыскной работы установили автомашину, на которой действительно был совершен наезд, однако никакого прицепа у нее не было. Только благодаря тому, что следователь критически отнесся к показаниям свидетельницы, допустив возможность искажения ее зрительного восприятия, дело не зашло в тупик. Осматривались не только грузовые автомашины с прицепами, но и подобного типа машины без прицепов. В последующем свидетельница объяснила ошибку своего восприятия тем, что «хлопающий на ветру сзади кузова быстро ехавшей машины брезент тента» создал у нее искаженное представление о том, что машина была с прицепом. Подобных примеров следственная практика знает немало. Это, по существу, те «поразительные эффекты зрительных искажений, которые не нарастают, а возникают мгновенно. Они необычайно реалистичны, практически неизменны при повторениях и почти одинаковы для всех, кто их когда-либо наблюдал»1.

Говоря о восприятии объектов, следует также упомянуть еще и об искажающем влиянии фона как на конфигурацию, так и на цвет предмета.

Восприятие пространства. Более сложным видом перцептивной деятельности, по сравнению с восприятием отдельных предметов, является восприятие пространства, которое включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относительно друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет исключительно важное значение.

В основе пространственного восприятия лежит деятельность вестибулярного, глазодвигательного аппаратов, участие бинокулярного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от сведения зрительных осей на фиксируемом предмете (конвергенция) и ощущения от изменения преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны (аккомодация). Также активную роль в восприятии пространства в сочетании со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические анализаторы. Большое влияние на точность пространственного восприятия оказывает опыт.

Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помощью которой мы как бы расчленяем пространство на его составные элементы и затем оцениваем их в отдельности. Поэтому, когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно воспользоваться этой системой, предложив ему последовательно определить расстояние до отдельных точек, а уж затем, суммировав данные анализа, попытаться определить искомую величину.

Также большое значение для восприятия пространства имеют: положение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, наличие теней на предметах способствует более точному восприятию. Расположение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по сравнению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его движения при прочих равных условиях может привести к большему искажению пространственного восприятия движущегося объекта.

Восприятие времени - это отражение в сознании человека последовательности, длительности, скоротечности явлений действительности. Это, наконец, ориентировка человека в самом времени.

В основе восприятия времени лежат ритмические процессы жизнедеятельности организма.

На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы: перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками. Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом1. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок всвидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса.

Значительное влияние на восприятие продолжительности какого- либо события во времени также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личност- но значимых мотивов, воспринимается более коротким.

Также меняется восприятие продолжительности времени в зависимости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в их показаниях.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмоциональной, психической напряженности, что также оказывает искажающее влияние на оценку продолжительности события. Подобное можно наблюдать, например, при допросе обвиняемого, который находился в момент совершения преступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать разработанный в психологии прием оценки времени по методу воспроизведения. В этих случаях в ходе следственного эксперимента обвиняемому (потерпевшему, свидетелю) предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Оценивая данный метод, следует сказать, что он хотя и точнее обычной количественной оценки субъектом продолжительности событий, но все же не исключает ошибок, которые могут колебаться в пределах 12-28%.

Иногда при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интервалы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать временную оценку интервалов, мы нередко сталкиваемся с существенными искажениями в оценках их длительности. В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени.

Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, практически не воспринимаются. При интервалах в 0,5-1 с границы выстрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервалах свыше с преобладающим является восприятие интервала. Наряду с этими эмпирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные - недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее первого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности

громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками. Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точностью определить интервалы между выстрелами, следует не только попросить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хронометрированием следователем его действий. Практика показывает, что оценки интервалов свидетелем в первом и втором случаях будут существенно отличаться друг от друга.

По одному уголовном уделу важно было установить интервал между двумя выстрелами. Допрошенный по делу свидетель А. заявил, что он слышал два выстрела, похожих на хлопки, с интервалом в 20- 30 с. Когда же следователь предложил ему постукиванием воспроизвести услышанные хлопки выстрелов, оказалось, что интервал между ними не превышал и 5 с. Следовательно, метод воспроизведения оказался точнее в 4-6 раз метода количественной оценки интервалов. В связи с этой особенностью некоторые авторы рекомендуют: прежде чем задавать вопрос о продолжительности интервала, предложить свидетелю постукиванием обозначить границы интервала с одновременной фиксацией его в единицах времени.

Восприятие движения - это отражение в сознании человека изменений положения предмета в пространстве: его скорости, ускорения и направления. Поскольку восприятие движения в своей основе имеет восприятие предметов и пространства, то в нем участвуют те же анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.). />Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем случае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения и по нему уже дается оценка скорости. С этим явлением следователь сталкивается при расследовании автопроисшествий. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомашины по результатам аварии и той динамичной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформированный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку ошибочным умозаключениям.

Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов. Ответы на эти вопросы объяснят причины его возможных ошибок в показаниях о скорости движения транспорта.

He полагаясь целиком на метод количественной оценки, можно прибегнуть к методу сравнения. Во время следственного эксперимента водителю предлагается ехать определенное расстояние сначала со скоростью 10, затем 20, 30, 40 и т.д. километров в час. Сравнивая скорости движения, свидетель может определить, в какой момент скорость машины примерно соответствует той скорости, с которой она ехала раньше.

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебнопсихологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний следователем, судом.

К тому, как проявляются закономерности перцептивных процессов, мы еще вернемся при рассмотрении психологических особенностей проведения следственных (судебных) действий, таких, как осмотр места происшествия, предъявление для опознания и некоторые другие в последнем разделе нашего учебника.

Психологическую сущность восприятия можно представить через понимание его свойств, к которым относятся: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность.

1. Предметность восприятия заключается в том, что полученные из внешнего мира впечатления человек всегда относит к тем или иным предметам или явлениям. Например, находясь в помещении, мы можем слышать извне не просто звуки или запахи, а воспринимать их предметно, то есть относить к звукам человеческого голоса, животных, птиц, автомобилей, пожара и т.д. Нужно отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза. По мнению И. Сеченова, предметность формируется в процессе контактирования и действий ребенка с предметами.

2. Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные предметы . Эти образы создаются на основании обобщения информации, поступающей в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах предметов или явлений. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта, происходит мысленная его достройка до целостного образа. При этом имеет значение не столько пространственная близость элементов друг к другу, как их принадлежность к определенному предмету. Например, в аудиторию заглядывает студент; при этом мы видим только его голову. Мы воспринимаем то, что видим не как часть человеческого тела, а как человека целостно.

3. Структурность восприятия . Сущность данного свойства состоит в том, что восприятие, как правило, не является проекцией мгновенных ощущений и их простой суммой . Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру предмета или явления, с которым сталкиваемся в реальном мире. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

4. Осмысленность фиксирует связь восприятия с мышлением, то есть с пониманием сущности предмета или явления, с их осмыслением и осознанием . Когда человек осознанно воспринимает предмет или явление, она соотносит его с определенным словом, то есть дает ему название, относит к определенному классу, группе или категории. Так человек пытается дать объяснение тому, что воспринимает. Например, краска - вещество для окрашивания предметов в тот или иной цвет, сыр - продукт питания, телефон - средство коммуникации и т.д. Благодаря осмысленности восприятия, учитель может прочитать произведения, написанные разными учениками, независимо от их почерка; вязальщица может по схеме понять сложный узор будущей салфетки, врач-рентгенолог - «прочитать» снимок и поставить диагноз больному. В то же время, эти примеры свидетельствуют о связи осмысленности восприятия с предыдущим опытом человека. Это свойство восприятия называется апперцепция (от лат. Ap - до и perception - восприятие) - отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей личности; существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия . Так, гуляя в лесу, обычный человек видит деревья и кустарники. Лесник же увидит большое количество видов растений, сможет определить их возраст, болезни и тому подобное. Стоит отметить, что именно апперцепция определяет четкость, правильность и прочность усвоения новых знаний . Немецкий психолог В. Вундт доказал зависимость от апперцепции внимания, мышления и воли человека.



Итак, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое и социальное значение. Именно поэтому одинаковые предметы или явления воспринимаются по-своему людьми разного культурного и социального уровня, взрослыми и детьми. Это свидетельствует о том, что восприятие - в значительной степени интеллектуальный процесс.

5. Константность восприятия проявляется в относительном постоянстве воспринимаемой формы, величины, цвета предмета независимо от условий, в которых происходит восприятие . То есть, человек способен сохранять размер, форму и цвет предметов независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при котором освещении их видит. Например, снег в солнечный день на самом деле будет серебристым или золотистым. Однако, нами он будет восприниматься константно - как белый.



Таким же образом шестнадцатиэтажные дом для наших глаз будет высоким зданием, независимо от того будем ли мы находиться рядом с ним, или на расстоянии 1 км от него. Стоит отметить, что без константности восприятия было бы сложно ориентироваться в многогранном и меняющемся мире, так как при каждом движении или изменении освещения все менялось бы и человек не мог бы узнавать уже знакомые предметы.

6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних предметов и объектов по сравнению с другими, что обусловлено опытом человека, потребностями, интересами, мотивами. Например, разговаривая на улице со своим другом, мы слышим в толпе только своего собеседника, а вся масса людей является для нас фоном. Особенности восприятия определяются состоянием личности. Так, эмоциональный подъем обуславливает заостренный процесс восприятия, и, наоборот, грусть и горе «закрывают» уши и глаза; человек мало что замечает, слышит и видит.

Ошибочное восприятие наблюдается при явлениях иллюзии (от лат. Illusio - ошибка), сущность которых заключается в неадекватном (искаженном, ошибочном) отражении предмета или явления, которые воспринимаются. Иллюзии могут возникать по разным причинам, как субъективных (установки, направленность, эмоциональное отношение, практический опыт человека, особенности анализаторов, дефекты органов чувств, нарушения процессов возбуждения в коре головного мозга человека), так и объективных (положение в пространстве, освещенность, изменение условий восприятия и т.д.). По мнению немецкого ученого Г. Гельмгольца, иллюзорные эффекты являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов, которые в нормальных условиях обеспечивают константу восприятия. Однако, в настоящее время единой теории, которая бы объясняла все иллюзии восприятия, не существует. Приведем следующие примеры иллюзий восприятия: 1) человек, сидящий в вагоне поезда, который только начал свое движение, воспринимает поезд, который стоит рядом, как таковой, что движется; 2) серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном; 3) хаотическое движение реально неподвижного источника света в полной темноте; 4) по двум предметам одинаковых по весу, но разных по размерам, тяжелее будет казаться то, что является меньших размеров.

Адекватность восприятия определяется степенью соответствия образа том объекту, что воспринимается. Она является необходимым условием построения адекватных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности является главной причиной практических ошибок в профессиональной и бытовой деятельности.

Основные свойства восприятия. Объект и фон восприятия.

Отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием . Восприятие , в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные его части, это качественно новая ступень чувственного познания с пристигнутыми ею особенностями. Как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и также результат. В основе восприятия лежат связи между полушариями, а также различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Свойства восприятия.

Данный раздел подразделяется на отдельные определения, раскрывающие всю суть свойств восприятия:

Предметная часть – акт объективации, соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Неделимость ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: объединение разных элементов в целом, независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Деление на части (структурность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Постоянность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

Сознательность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основано на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

Селективность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Принципы организации восприятия наиболее глубоко и ярко описаны, и проанализированы представителями психологии М. Вертгеймером, Ч. Осгудом и другими. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека, с другой.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Объект и фон восприятия .

В любой момент времени на наши органы чувств воздействуют многочисленные и разнообразные предметы и явления. Кроме этого, в каждый отдельный момент мы воспринимаем их не все и не с одинаковой ясностью и отчётливостью. Из большого числа одновременно действующих на нас предметов и явлений только некоторые становятся объектами восприятия. Из большого числа одновременно действующих на нас предметов и явлений только некоторые становятся объектами восприятия.

Различают двух родов причины, обусловливающие выделение объекта восприятия: объективные и субъективные. К объективным условиям относятся характерные особенности самих предметов и явлений, действующих на нас в тот или другой момент. Установлено, что сильные раздражители, предметы или явления, выделяющиеся своей яркостью, звучностью и т. д., вызывающие более интенсивные нервные возбуждения, чем те, которые вызываются одновременно с ними действующими слабыми раздражителями, скорее других становятся объектами восприятия.

К объективным условия м, облегчающим выделение объекта восприятия, нужно отнести динамические особенности предметов и явлений: объекты, находящиеся в более быстром по сравнению с другими движении, принимаются нами быстрее. Те или иные предметы, или явления всегда становятся объектами нашего восприятия, если в их динамике происходит резкая смена - убыстрение или замедление. Например, ускорение темпа игры всегда будет нами замечено, как и неожиданная остановка игры или резкое снижение её темпа.

К субъективным условиям, облегчающим выделение объекта восприятия, относятся особенности активности человека, воспринимающего данное явление. Это будет, во-первых, то значение, которое имеет для нас воспринимаемый объект. Наше восприятие, осуществляемое в процессе практической деятельности, всегда носит избирательный характер: в процессе труда мы всегда выделяем те объекты, которые имеют существенное значение для этого процесса, без которых этот процесс не может осуществиться.

Виды восприятия.

Восприятия бывают непреднамеренные и преднамеренные При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Страница 4 из 10

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация - процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире - там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

Тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

Независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона - закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции - закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans - постоянный) - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обла­дающие симметрией или периодичностью. На рисунке 1 (В) цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности . На рисунке 1 (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом.

Рис. 1

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица (рис. 1, А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

С целостностью восприятия связана его СТРУКТУРНОСТЬ. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако, ритм - это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека - с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия - результат рефлекторной деятельности анализаторов.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия - наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 - 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся впроцессе предметной деятельности константность восприятия - необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (см. рис. 2). На этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает - вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон - в фигуру.

Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Чередование фигуры и фона свидетельствует о том, что восприятие (зрительное) не выводится просто из паттернов возбуждения на


Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина)

сетчатке. Необходим еще какой-то тонкий процесс переработки (интерпретации) даже на таком элементарном уровне. Феномен чередования связан с именем датского психолога Эдгара Рубина. Он разработал простые, но остроумные штриховые рисунки, изображающие пару форм, разграниченных одной и той же линией. При этом происходит соперничество этих форм. Каждая из них поочередно “уходит” в фон, перестает восприниматься.

То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.

Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ тесно связана с личным опытом челове­ка. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисля­ется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивиду­ально закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.

Восприятие – это одновременно и упрощение воспринимаемой действительности, фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

В этом смысле интересен такой пример. Один из критиков Платона заме­тил как-то: “Я вижу лошадей, а не лошадность”. На что Платон ответил: “Это оттого, что у тебя есть глаза, но нет ума”. Возникает вопрос: о какой “лошаднос­ти” идет речь, и кто прав? Разумеется, Платону представлялось очевидным, что если множество предметов обладает одним и тем же свойством - как все люди “человекостью” или все белые камни “белостью”, - то свойство это не ограничивается частным явлением в мире материи, пространства и времени. Оно нематериально, не поддается пространственно-временным ограничениям и трансцендентно по отношению к множеству отдельных своих проявлений. Прекратить свое существование может только та или иная вещь, но не это всеобщее свойство, которое эта вещь воплощает. Для Платона архетипическая лошадь, дающая вид всем лошадям, - реальность, более основополагающая, нежели реальность конкретных лошадей, которые суть не более, чем частные проявления идеи “лошадности”, конкретные воплощения ее формы .

Подводя предварительный итог, можно заключить, что восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептив­ных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

Восприятие рассматривается как процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;

2) поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект;

3) отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения;

4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость (в некоторых пределах) от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от того фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, обобщенность – это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса.



error: Контент защищен !!