Воображение. Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика Примеры непроизвольного воображения

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Воображение -- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная -- позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

  • 1. По результатам:
    • · Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
    • · Продуктивное (творческое) воображение:
    • · с относительной новизной образов;
    • · с абсолютной новизной образов.
  • 2. По степени целенаправленности:
    • · активное (произвольное) -- включает воссоздающее и творческое воображение;
    • · пассивное (непроизвольное) -- включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
  • 3. По виду образов:
    • · конкретное;
    • · абстрактное.
  • 4. По приёмам воображения:
    • · агглютинация -- соединение несоединимых в реальности объектов;
    • · гиперболизация -- увеличение или уменьшение предмета и его частей;
    • · схематизация -- выделение различий и выявление черт сходства;
    • · типизация -- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
  • 5. По степени волевых усилий:
    • · преднамеренное;
    • · непреднамеренное.

Виды воображения

Выделить виды воображения можно по нескольким основаниям.

Непроизвольное и произвольное воображение

Процессы воображения разделяют по степени произвольности (сознательной преднамеренности). На одном полюсе (полностью непроизвольный процесс) находится работа воображения во время сна, то есть сновидения. В сновидениях воображаемые образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных, причудливых сочетаниях, последовательностях. Непроизвольной также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном или трансовом состоянии.

Непроизвольное воображение тоже имеет некоторое (еще до конца не изученное психологами) значение. Зрительные и слуховые образы в снах - не просто отражение или повторение уже увиденного или услышанного. Это еще и обработка, глубокая проработка этих образов. Пусть сознание напрямую не участвует в обработке зрительных и слуховых образов во сне, тем не менее во сне происходит понимание многих вещей, особенно затрагивающих наглядное мышление, а не абстрактно-логическое.

Произвольное воображение имеет для человека более очевидное значение. Оно проявляется, включается в работу тогда, когда перед человеком возникает задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.

К непроизвольному воображению некоторые специалисты относят и галлюцинации. Однако галлюцинации являются следствием расстройства психической деятельности и к тому же сложно сказать, что эти образы воображаются, они прямо и непосредственно располагаются в восприятии.

Виды произвольного воображения

В основе работы произвольного воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Произвольное воображение различается по ряду видов и форм.

Наиболее важные для психической деятельности человека виды произвольного воображения:

  • - воссоздающее воображение,
  • - творческое воображение,
  • - мечта.

Воссоздающее воображение - как это следует из названия - предназначено для воссоздания в сознании представления о реальном объекте по его описанию. Для качественного воссоздающего воображения характерно максимально полное соответствие описанию. Человек, сам того не замечая, очень часто задействует воссоздающее воображение.

Наиболее активно воссоздающее воображение работает во время чтения художественной литературы. Читая сухие строки: "Вошла дама, одетая в ярко-зеленые перчатки и с огромной шляпой на голове", мы дополняем этот образ в своем воображении: возрастом (если говорится, что это дама, да еще вычурно одетая, то, возможно, это пожилая особа), остальной одеждой (ведь была же еще какая-то одежда, возможно белое платье, как тогда было модно), обувью (она пришла с улицы, поэтому, возможно, была в сапогах), манерами и прочим. Не все эти мимолетные рассуждения точны, однако без них восприятие произведения было бы невозможным.

Как видно из предыдущего примера, на работу воображения большое влияние оказывает жизненный опыт и знания человека. Один человек, прочтя "Человек сидел в фиакре", представит черную карету, из которой виднеется лицо мужчины. Другой человек представит скамейку, на которой сидит мужчина в какой-то одежде, напоминающей фрак.

Другие характерные примеры работы воссоздающего воображения - чтение (выслушивание) описания некоторого географического места или исторического события и воссоздание соответствующих образов. Здесь также происходит "расшифровка" текстового послания. Однако здесь есть два существенных отличия. Во-первых, текстовое послание может изобиловать специальными терминами и моделями, делающими невозможным воссоздающее воображение для неподготовленного человека (например: "градус", "широта", "формулярный анализ" и т.п.). Во-вторых, воссоздаваться могут не реальные образы, а схемы. Если вам говорят: "Представьте озеро Онтарио", то кто-то представит водную гладь с берегами, а кто-то - синий кружочек на карте.

"Пищей" или входящей информацией для воссоздающего воображения может быть не только текст, но и рисунок, схема, чертеж. В этом случае успешность и качество воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению и опытом чтения схем и чертежей.

Другой вид произвольного воображения - творческое. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Следующий, и особенный, вид воображения - мечта. Отличие данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

Мечта -- это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, на желаемое будущее. В мечте может быть даже воображение воображения. Художник, например, может мечтать о том, как он придумывает, как рисует великий шедевр, какие муки творчества он испытывает, какие чувства у зрителей будет вызывать эта картина. У каждого человека свои мечты, и порою очень вычурны и несуразны. Не случайно в английском языке слово "dream" обозначает и сон, и мечту.

Мечта имеет несколько видов. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Это один вид мечты.

Другой вид мечты бывает в тех случаях, когда она выступает в качестве замещения деятельности или даже психологической защиты. Такие мечты навсегда остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

Еще один вид, произвольного воображения, похожий на мечту, - грезы. Если в мечте человек рисует образы желаемого будущего, то в своих грезах человек рисует альтернативное настоящее. Например, школьник, которого только что обидели старшеклассники, может грезить о том, что было бы, если бы он пришел сейчас в школу со своим, ручным львом, как его тогда все боялись бы. Мечты и грезы часто перетекают друг в друга. Грезы в каком-то смысле можно рассматривать как мечту о настоящем или даже мечту о прошлом.

Часто бывает, особенно у людей с хорошо развитым воображением, что грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности. Это уже может свидетельствует об определенных нарушениях в психологическом здоровье. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, социальной изоляции, уходу в выдуманный мир. Этот уход в свою очередь начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека, что еще больше может углубить социальную дезадаптацию, что в свою очередь может повысить потребность уйти в мир грез. Возникает, таким образом, порочный круг, из которого часто без посторонней помощи выйти не получается.

  • 9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.
  • 10. Общее понятие о темпераменте. Учения о темпераменте. Психологическая характеристика свойств темперамента. Темперамент и деятельность.
  • 11. Учение о характере в психологии. Классификация черт характера. Структура характера и ее свойства. Психологические и социальные условия формирования характера. Понятие «акцентуация характера».
  • 12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.
  • 13. Психологические особенности дошкольника и их учет в педагогическом процессе.
  • 14. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе
  • 15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
  • 16. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
  • 17. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
  • 1. Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
  • 2. Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания. Цели воспитания и проблема их реализации.
  • 3. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.
  • 4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.
  • 5. Закономерности и принципы воспитания.
  • 3 Основные закономерности:
  • Коллектив как объект и субъект воспитания.
  • 7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
  • 8) Виды и методы обучения. Характеристика и сравнительный анализ видов обучения.
  • 9. Понятие, признаки и структура педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
  • 10. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку.
  • 11. Система образования на современном этапе. Характеристика Закона рф об образовании.
  • 12. Современное состояние и основные проблемы специальной педагогики и психологии.
  • 13. Причины, классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка.
  • 14.Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений нарушенного развития ребенка.
  • 15. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
  • 16. Личностные качества и способности педагога. Стили пед.Общения и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Личностно-профессиональное развитие педагога.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
  • 18. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
  • 5.Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.
  • 6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.
  • 7.Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.
  • 9.Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.
  • 10.Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.
  • 11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.
  • 12. Группа как субъекты и объекты социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.
  • 13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения
  • 14. Сущность и функции доо. Доо как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности доо.
  • 15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.
  • 16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.
  • 17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.
  • 18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.
  • 19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.
  • 20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
  • 9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.

    Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

    Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.

    Виды воображения: 1 ) воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.

    Виды воображения:

    «»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.

    Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

    Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

    Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

    Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

    Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

    Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.

    Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

    1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

    2) гиперболизация - характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.

    3) заострение - подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

    4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

    5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.

    Развитие воображения.

      Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

      Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

      Мечта - образы желаемого будущего.

    Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

    Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.

    О феномене воображения

    Человек - единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

    Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии - преобразование в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

    О мышлении и воображении

    Мечты

    Эти продукты человеческого воображения нацелены на желаемое человеком будущее. В них в основном содержатся довольно реальные и, как правило, осуществимые планы, касающиеся учебы, работы, карьеры и семьи. Такая форма воображения характерна для молодых людей, у которых впереди большая часть жизни.

    Грезы

    Этот своеобразный тип фантазий характеризуется оторванностью от объективной реальности, и в большинстве случаев воплотить в жизни образы из них никогда не получится. Они представляют собой нечто среднее между галлюцинациями и мечтами, но следует помнить, что, в отличие от первых, грезы - это продукты активности нормального человеческого сознания.

    Сновидения

    Сны всегда представляли особый интерес для специалистов, изучающих деятельность мозга. Сегодня ученые склонны считать, что они отражают процесс обработки сознанием различной информации, причем сновидения не только функционально связаны с этой деятельностью, но и могут содержать человеческие мечты и грезы, а также новые ценные идеи и открытия. Здесь уместно вспомнить о русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, который, по легенде, именно во сне увидел периодическую систему элементов, названную позже его именем.

    Непроизвольные фантазии

    Говоря о том, что такое воображение, специалисты так или иначе связывают его с волей человека. Образы при его непроизвольном типе создаются в результате деятельности ослабленного сознания. Это может быть полудремота или же состояние сна, а также некоторые психические расстройства. Процесс в этом случае никак не контролируется и является полностью неосознанным.

    Произвольное воображение

    Этот вид относят к осознанной, направленной деятельности, при которой индивид в полной мере понимает ее мотивы и цели. Его характеризует преднамеренное создание образов, а произвольность и активность воображения сочетаются различными способами. Яркими примерами пассивного произвольного воображения являются грезы, а активного - длительный целеустремленный поиск, характерный для творчества писателей, художников и работы изобретателей.

    Воссоздающее воображение

    Данный тип основывается на создании образов объектов, не воспринимаемых ранее индивидом в законченном виде, притом что он имеет представление о подобных объектах и отдельных их элементах. Наверное, все хорошо знают, что такое пространственное воображение. Но не каждый понимает, что оно и является воссоздающим. Все образы формируются в реальности посредством чертежей, рисунков и других подобных схем с использованием имеющихся относительно них знаний. Элементы отличаются большей гибкостью, разнообразием, динамичностью и носят репродуктивный характер.

    Творческое воображение

    Оно является процессом самостоятельного создания творцом новых, ни на что не похожих образов, воплощенных в оригинальные результаты различного рода деятельности. При этом опосредованная опора создателя на прошлый его жизненный опыт минимальна, а главную роль играет лишь полет его фантазии.

    Реалистическое воображение

    Имеет место при вере в возможность воплощения в жизнь создаваемых образов. Характеризуется предвосхищением будущего, идеальным представлением результата до того, как он будет достигнут. В литературе существует множество примеров того, как образ или ситуация, рожденные лишь воображением писателя и считающиеся нереалистичными, в точности повторяются в объективной реальности.

    Социологическое воображение

    Сложно поспорить с тем, что жизнь отдельного индивида невозможно отделить от жизни общества. Говоря о том, что такое социологическое воображение, можно сказать, что это способность распознавать взаимосвязь всего, что происходит в реальности, с учетом структурных, культурных и исторических условий. В рамках этой разновидности также рассматриваются действия, совершаемые как отдельными, так и коллективными социальными субъектами, образующими сложное и разнородное человеческое общество.

    Подробно поговорив о том, что такое воображение, выделив его различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента фантазии, будь то наука, литература, живопись. В общем смысле - это предвосхищение того, чего пока нет, но что, может быть, станет частью нашей жизни. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

    Любовь Уварова
    Что такое воображение?

    Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта Л Афонькина, Урунтаева)

    Воображение - синтез запаса впечатлений, представлений, опытных знаний и создание новых образов и фантазий. (Бардиер, Ромазан, Чередникова)

    Воображение , фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.

    Эти определения взяты из разных источников, но все они говорят о создании новых образов на основе уже имеющихся представлений впечатлений, знаний и т. д. Причем выделить в ситуации момент, когда проявляется только воображение и не проявляется , допустим, память или мышление невозможно, потому что психические процессы про те кают одновременно : в каждое мгновение более десятка миллиардов нервных клеток человеческого мозга создают единую симфонию" его психической жизни.

    Поскольку воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, то следует сразу сказать о влиянии воображения на работу многих систем человеческого организма. Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися богатым воображением и впечатлительностью, дают интересные факты о влиянии воображения на протекание физиологических процессов :

    Флобер ясно чувствовал вкус мышьяка во рту, когда писал сцену отравления Эммы Бовари, а Вольтер каждый раз заболевал годовщину Варфоломеевской ночи - мысли об убитых безвинно вызывали у него приступ лихорадки.

    Слово авторитетного человека, неосторожного врача может быть причиной нервных расстройств или даже серьезных заболеваний. Сюда также может быть отнесен и педагогический бестактный, неправильный поступок учителя, воспитателя.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Дошкольный возраст, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием воображения . Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок - это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности. Конечно, это воображение пассивное , ведь ребенок не создает ничего нового, но подобное узнавание - важнейший шаг на пути его формирования.

    И все же корни воображения следует искать е действиях с предметами, из которых рождается предметная игра. А необходимый элемент игры - это воображаемая ситуация , вводимая при помощи слов "как будто", и свободное преобразование ребенком накопленных преставлений, не стесняемое правилами логики, однако, до известного предела : можно вообразить себе , что изюминка - это шайба, а ложечка - клюшка, но наоборот - уже нет, потому что передвигать ложечку изюминкой меньшей мере неудобно. Значит, все-таки внутренняя логика существует, и главное условие здесь -возможность выполнять с предметом-заместителем те же действия, что и с реальным предметом.

    С развитием речи изменяется и характер создания воображаемой ситуации : ребенок переходит к опорам иного рода - слогу. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное превращение воображения ребенка из внешней деятельности с предметами во внутреннюю - словесную. Речь, общение помогают детям представлять предметы, которые они до этого не видели. Многочисленные исследования показали, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения : ведут к его отставанию, обеднению. И богатство детского воображения лишь видимое : ребенку, никогда не видевшему слона, легко представить, что слон розовый, -в этом слабость детского воображения . Но в любом случае не стоит говорить, что это не - правда, что розовых слонов не бывает, Всегда следует выяснить, почему ребенок говорит так и знает ли он какие бывают слоны на самом деле.

    Богатство воображения прямо зависит от богатства прошлого опыта, знаний, памяти. Сопоставление новых знаний и прошлого опыта, не определенность возникающих ситуаций включает работу воображения -процесс поиска нестандартных решений однородных, подобных задач. Все это роднит воображение с мышлением , помогает им выполнить общую познавательную функцию. И когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться даже в существовании весьма реальных, но необычных вещей. К. Чуковский писал, что когда в одной из школ повели разговор об акулах кто-то из детей закричал :"Акулов не бывает!"

    Воображение и мышление , возникая в чувственном познании, помо-гают ребенку оторваться" от конкретной ситуации, взглянуть на проблему с разных точек зрения, и в тех случаях, когда мышление бессильно, ему на помощь приходит воображение . Оно помогает ребенку восполнить тот пробел знаний, который не позволяет ему решить задачу с помощью мышления.

    Говоря об особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, особенно хочется подчеркнуть, что ребенок не терпит грубого вмешательства в свои фантазии. Взрослые должны быть осторожны, чтобы ненароком не разрушить хрупкий волшебный мир, созданный малышом в своем воображении .

    Фантазии ребенка следует отличать от детской лжи. Фантазирование

    всегда бескорыстно и не наносит вред окружающим людям. Ложь - это намеренное искажение действительности с целью получения какой-либо выгоды (чтобы похвалили, дали конфету, не ругали) . Фантазии ребенка в отличие ото лжи, более разнообразны и сопровождаются положительными эмоциями, ведь фантазирует ребенок всегда для удовольствия.

    У старшего дошкольника в отличие от младшего, мышление направ-ляет работу воображения . Если младший дошкольник непроизвольно ис-кажает признаки и функции объектов из-за недостатка знаний, не сфор-мированной критичности мышления, то старший дошкольник намеренно заменяет реальность вымыслом, т. е. воображение приобретает элементы произвольности. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети. Четырехлетняя девочка поет : "дам кусок молока и кувшин пирога" (из Чуковского) . Перевертыши есть продукт воображения детей , конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки привычных элементов для достижения эмоционального комического аффекта. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности существует, как эталон, правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы, и тем самым еще более утверждающиеся.

    Переход воображения из деятельности , нуждающейся во внешней опоре, в деятельность самостоятельную внутреннею - важнейшее условие развития художественного творчества (сочинение сказок, историй стихо-творений, изобразительная и конструктивная деятельность). Именно слово сопровождает и предваряет творческий процесс сливаясь воедино. В мире искусства творческая фантазия художника не может лишь копировать реальность. Она преображает ее, и тогда не только люди, но и птицы, и рыбы, растения и камни - все вокруг говорит ему.

    В старшем дошкольном возрасте с помощью слова и благодаря воображению ребенок уже умеет планировать сбою деятельность, появляется замысел, достижение цели, результата вызывает значительные трудности, а спланированная с помощью речи деятельность становится более успешной. Планирующая функция речи обеспечивает планирующую функцию воображения , а включение в процесс воображения слова делает его осознанным и произвольным.

    Воображение обеспечивает способность взглянуть на ситуацию со стороны другого человека, умение поставить себя на его место, понять его мысли и чувства. А это приводит к тому, что дошкольник уже может предвидеть развитие ситуации, ее продолжение. При этом ребенок учится не только сочувствовать другому, но и помогать ему.

    В жизни существует множество правил поведения, которые надо не-укоснительно выполнять. Многие из них достаточно абстрактны и поэтому трудны для понимания ребенка, а к развернутым логическим объяснениям малыш еще не привык. И вот тут на помощь приходит воображение , яркая наглядная динамичная картина, ситуация :

    Вы можете в зубы попасть крокодилам!

    Они притаились на каждой площадке,

    И всех, кто съезжает, хватают за пятки!

    И тащат на дно африканского Нила.

    Прошу вас, не надо съезжать по перилам! (Е. Токмакова)

    Но тут сразу же следует оговорится, что необходимо соблюдать разумные пределы вымысла, не запугивая ребенка, не вызывая у него страх.

    Желание защититься от отрицательных эмоций приводит к тому, что ребенок представляет себя большим, сильным, великодушным. С помощью воображения он пытается преобразить не только настоящее, но и прошлое : разбитая чашка снова стала целой, мама не сердится, грузовик - нашелся. Тем самым малыш как бы избавляется от ранящих его воспоминаний, внутреннего психологического дискомфорта, эмоционального напряжения, неблагополучия. Т. О. воображение выполняет здесь защитную функцию -защищает личность от тяжелых травмирующих переживаний

    Литература :

    Субботский Е. Б. Ребенок открывает мир. й.: Просвещение, 1991 Никитин Б. П. Ступеньки творчества, к.: Просвещение, 1990 Полунина Б. Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1962

    Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника . Хрестоматия по детской психологии. М. Институт практ. психологии, 1996.

    Симановский А. З. Развитие творческого мышления детей. -Яроелаель, "Академия развития", 1996.

    Кряжева Н. Л Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, "Академия развития", 1996.

    Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. знакомим малышей с окружающим миром : М.: Просвещение : Учебная литература, 1997.

    Эйнон Д. Творческая игра : От рождения до 10 лет. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

    Чего на свете не бывает? Под ред. Дьяченко Дгаевой Е. А. М,:11р. ,1991



    error: Контент защищен !!