Морские ежи и морские звезды. Заповедные глубины дальнего востока

Морские ежи и голотурии относятся к иглокожим, как и морские звезды. Они обладают характерными для иглокожих способностями – тонкими ножками-трубочками, а многие виды – ещё и многочисленными иглами, которые они используют как для защиты, так и для передвижения, словно на ходулях. Некоторые виды морских ежей ядовиты. Морские ежи имеют округлую, уплощенную или шаровидную форму тела. Эта группа получила своё название благодаря иглам, имеющимся у большинства видов. Морские ежи, как и , имеют пятилучевую симметрию. Но их лучи срастаются, образуя шаровидное тело. Морские ежи могут медленно ходить на своих иглах, кроме того, они могут ползти с помощью очень длинных гибких трубчатых ножек. Морские ежи питаются морскими водорослями и небольшими животными вроде , покрывающими поверхность водных скал. Некоторые виды, например сердцевидный еж, имеют боле вытянутую форму тела, напоминающую сердце. Такое строение облегчает им зарывание в песок. Существует вид, называющимся морским картофелем. Его коричневую, напоминающую картофелину раковину или облочку можно встретить на пляже.
Голотурий ещё называют морскими огурцами за продолговатое бородавчатое тело, напоминающее огурец. В отличие от других иглокожих голотурии имеют мягкое тело в плотной кожистой оболочке. Рот животного окружен втягивающимися щупальцами. Голотурии медленно передвигаются по морскому дну при помощи трех рядов трубчатых ножек. Если голотурию побеспокоили или на неё кто – то напал, она способна выбрасывать на врага внутренности, в том числе желудок и кишечник. Эта липкая масса отпугивает большинство хищников и держит на расстоянии даже омаров. Голотурия же легко восстанавливает утраченные органы.


Асцидии не относятся к иглокожим, они принадлежат к группе животных, называемой оболочниками. По внешнему виду они напоминают желеобразные бочонки и ведут прикрепленный к скалам или морским водорослям образ жизни, обычно в приливной зоне или на мелководье. Эти существа – промежуточное звено между беспозвоночными и позвоночными. Они относятся к типу хордовых, как и мы сами. Личинки асцидий по внешнему виду напоминают головастиков, кроме того, у них есть нервная трубка (как у эмбрионов позвоночных) и хорда. При превращении личинки во взрослую асцидию её строении резко уплощается. Ланцетники тоже обладают хордовой и нервной трубкой. Они похожи на рыбок, но у них нет ни позвоночника, ни челюстей, ни глаз, ни плавников. Они ведут полупогруженный в песок или гравий образ жизни, отфильтровывая из воды пищу. Ланцетники вырастают до 10 см в длину и умеют ненадолго плавать, скрываясь от хищника. Они обитают в тихих водах умеренных и тропических морей.
Асцидии похожи на пакет с двумя отверстиями. Питаются асцидии, пропуская через себя воду и отфильтровывая через себя частички пищи. с наружи мы видим лишь «домик» (тунику), на дне которого находится само животное.


Песчаные доллары получили свое название благодаря сходству с монетами – они круглые и плоские. Передвигаются они под поверхностью песка.
Розовая морская лилия колышет в воде своими лучами-фильтрами, вылавливая крохотные кусочки пищи. морской картофель, покрыт волосовидными выростами, обитает в норах под пляжем. Ланцетники – длинные, бледные существа, фильтрующие пищу на песчаном дне.
Взрослые оболочники устроены просто, но их личинки имеют достаточно сложное строение: у них есть нервный ствол («спинной мозг») и хорда – плотный тяж, выполняющий функции позвоночника.
Самый крупный вид голотурии обитает в морях вокруг Филиппин. Он может достигать 90 см в длину и 15 см в ширину.
Сидячие асцидии похожи на праздничные бутылочки, прикрепленные к скалам. Но есть и асцидии, которые умеют плавать. Некоторые голотурии имеют выросты и оборки вдоль тела.

Другие иглокожие :

Морские ежи
- 950 видов
- Шаровидные, иногда с шипами
- Лучи срослись

Голотурии
- 1150 видов
- Длинное продолговатое тело
- Нет лучей
- Щупальца вокруг рта

Другие морские животные:

Оболочники (асцидии)
- 1400 видов
- Сидячие или планктонные фильтраторы
- Личинки устроены сложнее, чем взрослые

Ланцетники
- 25 видов
- Мелкие, до 10 см
- Рыбообразное тело
- Нет глаз и плавников

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Иглокожие; систематика иглокожих: классы Морские лилии, звезды, ежи, класс Голотурии, класс Офиуры.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы.

1. Моллюски названы так потому, что

А. имеют несегментированное тело Б. имеют раковину

В. тело их мягкое Г. передвигаются при помощи мускулистой ноги

2. Глаза характерны для представителей классов

А. двустворчатых Б. брюхоногих В. головоногих Г. глаза имеются у всех

3. Органы дыхания моллюсков:

А. покровы тела Б. легкие В. жабры Г. сердце

4. Виноградная улитка относится к классу

А. двустворчатых Б. головоногих В. брюхоногих

5. Головоногие моллюски движутся

А. при помощи мускулистой ноги Б. задним концом тела вперед

В. реактивным способом Г. при помощи щупальцев

6. Отсутствие головы у двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они

А. имеют двустворчатую раковину Б. ведут малоподвижный образ жизни

В. живут в воде Г. передвигаются при помощи ноги

7. Содержимое чернильного мешка осьминог выпускает

А. в случае опасности Б. в период размножения

В. в процессе питания Г. в мутной воде

8. Внутренний хрящевой скелет головоногих развивается в связи

А. с необходимостью опоры для мышц Б. с исчезновением раковины

В. с активным движением Г. с развитием присосок на щупальцах

9. Сокращение мускула, соединяющего раковину с телом брюхоногого моллюска, обеспечивает :

А. поглощение пищи Б. втягивание тела моллюска в раковину

В. выход тела моллюска из раковины Г. процесс дыхания

С. Разделите моллюсков на группы

10. Разделите моллюсков на группы, ведущие подвижный или малоподвижный образ жизни

Группы Представители

А. подвижный образ жизни 1) мидия 2) перловица 3) устрица 4) слизень

Б. малоподвижный образ жизни 5) каракатица 6) прудовик 7) беззубка

8) осьминог 9) катушка 10) жемчужница

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

КЛАССЫ: МОРСКИЕ ЛИЛИИ, МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ, МОРСКИЕ ЕЖИ, ГОЛОТУРИИ, ОФИУРЫ

1.Что позволяет объединить столь непохожих животных в один тип?

2.Встречаются ли иглокожие в вашей местности?

Общая характеристика. К типу иглокожих , насчитывающему бо-лее 6500 видов, относятся животные, обитающие в морях и океанах, как на больших глубинах, так и на мелководьях.

Тело иглокожих, длиной от 5 мм до 5 м, имеет лучевую (радиаль-ную) симметрию, известковый скелет, часто с многочисленными иглами, шипами и др. Все иглокожие обладают водно-сосудистой системой, с помощью которой могут передвигаться, а представители некоторых видов — осязать и даже дышать. Медленное передвижение по дну осуществляется при наполнении жидкостью ножек-трубочек, часто с присосками на концах. Форма тела иглокожих очень разнообразна. Разделения тела на отделы нет. Иглокожие обычно раздельно-полы. Отличаются высокой способностью к регенерации.

Тип Иглокожие . Урок биологии

Класс Морские лилии . Среди морских лилий есть сидя-чие и свободноплавающие формы. Ротовое отверстие этих иглокожих открывается в верхней части тела. Все морские лилии питаются мел-кими планктонными организмами. Дышат поверхностью тела. Щу-пальцев обычно 5, но они могут ветвиться до 200 и более отростков.

Морская лилия, Sea Lily

Класс Морские звезды . Это малоподвижные живот-ные, имеющие от 5 до 50 лучей. Их ротовое отверстие находится на нижней стороне тела. Питаются морские звезды в основном мертвы-ми животными, а также илом и животными, ведущими сидячий образ жизни. Некоторые хищные морские звезды уничтожают про мысловых моллюсков. Желудок этих иглокожих может выворачи-ваться через ротовое отверстие и обволакивать добычу.

Среди морских звезд есть и гермафродиты, и раздельнополые. Размножение бесполое и половое.

Плодовитость морских звезд может быть различна: на одну особь от нескольких десятков до 200 млн яиц. На мелководье север-ных морей морские звезды зимой промерзают, а весной оттаивают.

Морские звезды

Класс Морские ежи . Свободнодвижущиеся животные с жестким панцирем, покрытым подвижными иглами. Представите-ли некоторых видов могут с их помощью передвигаться по дну. Рот снабжен грызущим аппаратом и расположен с нижней стороны тела. Питаются водорослями, сидячими животными, илом. Одна самка выметывает до 20 млн икринок.

У морских ежей отдельных видов наблюдается забота о потом-стве: они вынашивают икру и молодь на теле.

Морской ёж в море Греции

Класс Голотурии, или Морские огурцы . Тело этих животных от прикосновения сильно сжимается и становится похо-жим на огурец. Относящиеся к голотуриям трепанги съедобны, их вылавливают и даже специально разводят. Длина тела голотурий обычно от нескольких миллиметров до 2 м. Рот находится на перед-нем конце вытянутого тела. Питаются голотурии в основном живот-ными, обитающими на поверхности ила, растениями и их остатками.

Почти все голотурии раздельнополы, но встречаются гермафро-диты. Некоторые виды этих иглокожих проявляют заботу о потомст-ве. Одна самка выметывает до 77 млн икринок.

Голотурии обитают в морях на различных глубинах, мало чувст-вительны к солености. Удивительной особенностью их является при-способленность к защите от врагов и другой опасности. Сильно сжи-маясь, голотурии выбрасывают через анальное отверстие свои внутренности, которые впоследствии восстанавливаются.

Галатурия , или морской огурец

Класс Офиуры . Плоские, свободнодвижущиеся иглоко-жие, диаметром до 10 см и с длинными, иногда ветвящимися лучами. Передвигаются офиуры, приподнимая тело над грунтом с по-мощью лучей. Вытягивая ветвистые лучи, офиуры улавливают и захватывают, фильтруя воду, мелкие планктонные организмы.

Офиуры в большинстве своем раздельнополы, но есть и гер-мафродиты, и размножающиеся бесполым путем.

Встречаются офиуры, обитающие на других иглокожих (ежах, лилиях), а также на губках и кораллах. Некоторые из офиур могут светиться. У многих развита способность к регенерации.

Офиура . Красное море .

Иглокожие способны к регенерации после самокалечения щу-пальцев и лучей.

В мясе трепангов в 100 раз больше йода, чем у любого другого морского беспозвоночного, и в 10 тыс. раз больше, чем в говя-дине. Кроме того, тело трепангов содержит хлор и серу, фосфор и кальций, марганец и магний, кобальт и многие другие элементы, необходимые организму человека для нор мального развития.

Морские звезды являются долгожителями среди иглокожих: живут до 20 лет. Некоторые из них могут выжить после голодания до 1,5 лет или промерзания на мелководье.

Самостоятельная работа

1.Составьте общую характеристику типа Иглокожие по плану

Среда обитания

Симметрия:

Форма и размеры тела

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Органы чувств

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

Способ размножения

2.Заполните таблицу

Название

класса

Питание

Размножение

Подвиж-ность

Особенности

3.Заполните схему

I ип Иглокожие

Ответить на вопросы

Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах и мелководьях?

По каким признакам тип иглокожих и его классы получили свои названия?

Каково значение иглокожих?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций


ОСЬМИНОГ

Он живет на самом дне,
На ужасной глубине -
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
(Г. Кружков)
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне.
Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом.
Единственная твердая часть тела осьминогов – роговые челюсти, похожие на клюв. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, лангусты, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом из слюнных желез. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Нередко осьминоги строят укрытия из камней или раковин, орудуя при этом щупальцами, как руками. Осьминоги охраняют свой дом и могут легко найти его, даже если ушли далеко. Издавна люди боялись осьминогов (спрутов – как они их называли), сочиняя про них страшные легенды. Древнеримский ученый Плиний Старший рассказывал о гигантском спруте – полипусе, который воровал рыбацкие уловы. Каждую ночь осьминог выбирался на берег и съедал рыбу, лежащую в корзинах. Собаки, учуявшие осьминога, подняли лай. Прибежавшие рыбаки увидели, как осьминог обороняется от собак огромными щупальцами. Рыбаки с трудом справились с осьминогом. Когда гиганта измерили, оказалось, что его щупальца достигали в длину 10 метров, а вес составлял около 300 килограммов.
ЗАГАДКА
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног -
Вот и весь я – … (осьминог).


МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
(В. Мороз)
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, голотуриями, офиурами и морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
Морские звезды обладают удивительной способностью раскрывать створки раковин устриц или мидий своими сильными лучами. Некоторым звездам даже не нужно полностью раскрывать раковину. Они через рот выворачивают свой желудок наизнанку и просовывают его в отверстие раковины. Моллюск переваривается прямо в раковине. Переварив добычу, звезда втягивает желудок обратно.
В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет. У морской звезды, наоборот, из любой части тела вырастает новое животное. Ученые проводили опыты – разрезали морскую звезду на несколько частей. Каждая часть через некоторое время превращалась в морскую звезду.
Морские звезды – родственники морских ежей. У морской звезды астериас даже есть известковый скелет, а из-под кожи наружу торчат небольшие иголки. Другая разновидность морских звезд, аканкастеры, похожи на морских ежей – их лучи и спины покрыты длинными и ядовитыми шипами. Аканкастеры наносят большой ущерб колониям кораллов, поедая их.
Некоторые морские звезды питаются своими сородичами. Например, кроссастеры. Эти огромные морские звезды имеют 12 лучей и вырастают почти до полуметра в диаметре. Они способны быстро передвигаться по дну и догонять более медленных морских звезд. Сами кроссастеры могут чувствовать себя в безопасности, потому что у них ядовитые тела.


МОРСКОЙ ЁЖ

Словно кактус на окне,
Еж морской растет на дне.
Проплывала камбала,
Его водичкой полила.
(Ю. Парфенов)
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Они не родственники сухопутных ежей, а относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.
Маленькие рыбешки используют иголки морских ежей для защиты. Они устраивают себе между игл безопасное укрытие. В благодарность за то, что еж их охраняет, рыбки чистят его панцирь. Эти рыбки приобретают такой же цвет, как и цвет их «хозяина» – морского ежа. Ночью рыбки ненадолго покидают свое убежище, а в случае опасности снова скрываются между игл.
Несмотря на устрашающий вид, морские ежи часто оказываются беззащитными. Их основной враг – морские звезды. Они могут просовывать желудок между иглами и переваривать ежа снаружи.
Крупные улитки, живущие в Средиземном море, изобрели необычный способ охоты на морских ежей. Они плюют в свою жертву! В слюне этих улиток есть соляная кислота, которая парализует ежа и разъедает его панцирь.
Некоторые хищные рыбы выпускают в ежа изо рта сильную струю воды. Морской еж переворачивается незащищенным брюхом вверх и становится легкой добычей.
ЗАГАДКА
На колючий шар похож,
Глубоко на дне живет.
(Морской еж)


МЕДУЗА

Прозрачная медуза
Тихонечко плывет.
К медузе прикоснешься -
Как током обожжет!
(Н. Мигунова)
Медузы – близкие родственники актиний и кораллов. В отличие от этих животных, они не проводят всю жизнь, прикрепившись к камням, а свободно плавают на морских просторах.
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец.
На щупальцах медуз расположены стрекательные клетки, которые могут обжечь врага или даже парализовать его. Яд, содержащийся в стрекательных клетках небольшой медузы-крестовичка, может вызывать у человека смертельные ожоги.
Опасна для человека и другая медуза, морская оса. Она похожа на перевернутую глубокую миску, от которой вниз тянутся двадцать щупалец длиной 10 метров. В них содержится большое количество яда.
Питаются медузы планктоном, мелкими рачками и рыбешками.
Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. В северных морях обитает самая крупная – полярная медуза. Длина ее щупалец достигает 30 метров, а диаметр – двух метров.
Медуза про море
Стихи сочиняет,
Но только об этом
Никто не узнает
Ни рук у нее,
Чтобы ручку держать,
Ни рта у нее,
Чтобы вслух прочитать.
Сама для себя сочиняет медуза,
Печальна ее молчаливая муза.
(И. Жуков)
Медузы обитают не только на поверхности океана, но и в морских глубинах. Глубоководные медузы способны светиться в темноте. На свет этого живого фонарика плывут мелкие рачки, прямо в щупальца коварной медузы.
Светятся и другие медузы. Зонтик и щупальца медузы пелагии горят желто-оранжевым светом. Если к поверхности поднимаются много медуз эквиорий, живущих у тихоокеанского побережья Америки, кажется, что все море пылает красным огнем.

В России больше ста природных заповедников, но только один из них, Дальневосточный, – морской, он создан в 1978 году для сохранения генофонда морских и прибрежных сообществ, 98% его территории – акватория.

В заливе Петра Великого, где расположился Дальневосточный морской заповедник, холодные (бореальные) воды смешиваются с теплыми водами субтропиков, это создает благоприятные условия для появления богатой и разнообразной морской флоры и фауны. Акваторию населяет более пяти тысяч обитателей, растений и морских гидробионтов.

Плотность морского населения максимальна на глубине 5-10 м. Здесь часто встречаются заросли ламинариевых , саргассовых и других водорослей и морских трав, где живут многочисленные беспозвоночные.

На дне живут небольшие водорослевые крабы, раки-отшельники, морские звезды, попадаются шаровидные морские ежи.

На камнях – морские желуди, актинии, иглокожие: морские ежи и морские звезды. Здесь расселились также дальневосточные трепанги , а в песчаных расщелинах – актинии.
По предварительным оценкам ученых, видов беспозвоночных в заповеднике свыше двух тысяч, и среди них множество уникальных древних существ, в полной мере это относится к морским ежам и трепангам.

Морской еж

Класс морских ежей состоит из 7 отрядов, включающих 950 разных видов.

Живут они только в сильносоленой воде, поэтому в сравнительно малосолёных Каспийском, Чёрном и Балтийском морях морские ежи не водятся.

Размеры ежей самые разнообразные: от размеров теннисного мячика до 30 см в диаметре. Тело морского ежа покрыто плотным известковым панцирем и иголками, с помощью которых он передвигается, а также защищается от хищных обитателей морских глубин.

Иглы у большинства видов содержат яд, вызывающий острую боль и даже временный паралич конечностей.

Несмотря на защитный панцирь и острые колючки, морского ежа употребляют в пищу и хищные рыбы, и птицы, и млекопитающие. Они научились добираться до вкусного содержимого: птицы сбрасывают пойманного ежа на камни, разламывая его панцирь и колючки, морские раки колют панцири ежей своими клешнями, а морские звезды способны достать своими лучами мягкое содержимое ежа между иголок и съесть его, не "раздевая".

Большинство жителей Средней полосы России, живущих вдали от мест обитания морских ежей, впервые знакомятся с ними «с плохой стороны», на заграничных пляжах, нечаянно наступив на острые иглы во время купания.

Однако эти древние создания (они появились на Земле свыше 500 миллионов лет назад) могут приносить и большую пользу. В частности, хорошо исследованы целительные свойства икры морских ежей .

Масштабными исследованиями морских ежей занимаются и зарубежные биологи. Английские ученые обнаружили у морских ежей пептид, сходный с человеческим гормоном кальцитонином, который отвечает за прочность костей. С возрастом ежи не теряют способность к размножению, и у них практически не обнаруживается признаков старения. У морских ежей, как выяснили ученые, самая сложная иммунная система среди всех изученных на сегодня животных, это, возможно, объясняет существование ежей-долгожителей, у берегов Калифорнии обнаружили 200-летнего «аксакала».

Специалисты Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО) успешно занимаются исследованием полезных свойств морских обитателей и разработкой на их основе продуктов для здоровья. Не остались без внимания и морские ежи. Исследования распространенных в Японском море морских ежей семейства strongylocentrotus показали, что «благодаря содержанию уникальных биологически активных веществ (фосфолипиды, полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 и Омега 6, каротиноиды, витамины, макро- и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, нуклеиновые кислоты) икра морских ежей широко известна, как продукт для повышения защитных свойств организма, обладает мощным антиоксидантным действием, препятствует естественному старению организма».

Ученые детально изучают уникальные свойства морских ежей, надеясь в будущем раскрыть секрет вечной молодости и для людей.

Но и в настоящее время уже создано много полезных продуктов из морского ежа, которые позволяют если не остановить, то существенно отсрочить старость.

Трепанг

Трепанг дальневосточный Apostichopus japonicus – еще один активно используемый для здоровья людей гидробионт, например, в Юго-Восточной Азии в первую очередь ценят его за общеукрепляющие свойства. Упоминания о чудодейственных свойствах трепанга можно найти в трактатах 16 века.

Дальневосточный трепанг – единственный абсолютно стерильный морской обитатель - ни в нем самом, ни поблизости от него нет ни одного микроба или вируса. Если отрезать кусочек трепанга и бросить его в воду, то через несколько месяцев этот кусочек превратится в полноценную взрослую особь – такова уникальная способность морской голотурии к регенерации.

Трепанг содержит тритерпеновые гликозиды, липиды, гексозамины, метионин, органически связанный йод, различные микроэлементы, витамины, простагландины. Тритерпеновые гликозиды обладают сильным антигрибковым действием. В экстрактах дальневосточного трепанга высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, это способствует очищению сосудов. в том числе, снабжающих половые органы кровью для .



error: Контент защищен !!