Примеры проведения демографической политики. Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики Страны проводят политику сокращение рождаемости

Применяется с целью борьбы с перенаселением , для снижения в будущем количества безработицы , количества болезней и дефицита ресурсов в мире.

Существует мнение, что ограничение рождаемости - признак тоталитарного государства. Также может носить разные формы: в частности в Спарте контролировались физические показатели младенцев, но в общем поощрялось большое количество детей.

Применяется также, с целью предотвращения исчерпывания природных ресурсов, которые быстро истощаются при высоком количестве потребителей, то есть людей, что приводит, в свою очередь к тотальному уничтожению живых существ по причине голода.

Так как для экологического баланса в природе необходимо значительное количество земных ресурсов (площадь земной поверхности, количество минеральных веществ, и т. д.), которые постоянно обеспечивали тот круговорот веществ и пищевую цепочку, то при «отнятии» у этой самой природы этих необходимых ресурсов приведёт к нарушению системы жизнеобеспечения планеты.

При высокой рождаемости людей, которые не могут контролировать свою численность, экосистема, которую они эксплуатируют быстро приходит в биологическую негодность, что, в свою очередь, гибельно сказывается на самих людях.

Достаточно привести пример перенаселённых стран (Индия, Китай, страны Африки и т. д.).

Поэтому данная мера отнюдь не является политическим (как было выше сказано) явлением, так как данная мера способствует сохранению природного баланса и неисчерпаемости ресурсов, которыми обеспечивается само население планеты, в том числе и люди.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политика ограничения рождаемости" в других словарях:

    контроль рождаемости - Политика ограничения численности населения экономическими средствами, а также путем контрацепции и стерилизации … Словарь по географии

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз ва. Будучи частью социально экон. политики… …

    Запрос «НЭП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель… … Википедия

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Как правило, это система мер, направляющих течение… … Социология: Энциклопедия

    Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

    Система контроля за рождаемостью в Китае - Основополагающий принцип семейного права Китая планирование деторождения официально был закреплен в 1982 году, однако уже в 1954 1955 х годах на специальных совещаниях ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) по проблемам рождаемости и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Население Сингапура 5,31 млн человек (2012). На территории Сингапура проживает также некоторое количество европейцев и представителей национальностей других континентов. Содержание 1 Этнический состав 1.1 Китайцы … Википедия

    - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …

    КИТАЙ - КИТАЙ, Китайская Народная Республика (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, расположен в Центр. и Вост. Азии. Пл. 9,6 млн. км2. Крупнейшая в мире страна по числ. нас. 1024,9 млн. ч. (1983). Столица Пекин (9.2 млн. ж., 1982). КНР образована 1 окт.… … Демографический энциклопедический словарь

    - (до 1972 Цейлон) Республика Шри Ланка, государство на одноимённом острове в Индийском океане, к Ю. В. от полуострова Индостан. Входит в Содружество (брит.). Площадь 65,6 тыс. км2. Население 13,7 млн. чел. (1976). Столица г. Коломбо. В… … Большая советская энциклопедия

Демографическая политика - это система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны и направленных на регулирование естественного движения, прежде рождаемости. Принятые меры могут быть прямыми

(ограничение или стимулирование законодательным путем деторождения, вступления в брак) и косвенным (повышение уровня жизни, создание системы материальной помощи и льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения). В последнее время все большее количество государств употребляют более комплексных мер демографической политики и пытаются одновременно с повышением уровня рождаемости снизить уровень смертности.

Большинство стран первого типа воспроизводства обеспокоены падением рождаемости, ведь этот процесс приводит к уменьшению доли трудоспособного населения, старение населения. Поэтому развитые страны проводят демографическую политику, стимулирующую повышение рождаемости и называется прони-талистичною. Известно, что европейские страны (кроме Турции) считают темпы прироста своего населения не очень высокими. В их демографической политике преобладают несколько направлений. Особенно выделяются мероприятия, предназначенные для воздействия на семью и уже через нее - на рождаемость. Употребляя их, одни правительства ставят целью укрепить семью, другие - усилить социальное развитие, третьи - улучшить демографическую ситуацию. Для этого применяются следующие группы мер: выплаты материальной помощи матерям (однократно после родов) отпуск после родов, что предоставляется матери; отпуск по уходу за ребенком; семейные материальные помощи (начисления к заработной плате) скидки в налогообложении, сокращение рабочего дня для матерей, которые работают формирование сети детских учреждений и предоставления в них мест для всех желающих, бесплатное или со скидкой дошкольное воспитание; жилищные льготы; социальное обслуживание; ежемесячные выплаты до достижения ребенком определенного возраста.

В странах, проводящих пронаталистичну политику, существуют и жилищные льготы, которые помогают молодым семьям в решении жилищной проблемы. Так, можно получить жилье с уменьшенной квартирной платой, имеется доступ к кредиту с низким процентом на покупку жилья или строительство своего дома. В некоторых странах предоставляются жилищные денежные пособия, позволяющие выплатить заем, поскольку в Европе квартира, как правило, приобретается в кредит. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, которые часто бывают беспроцентными. После рождения ребенка долги по займам могут списываться. В Исландии при заключении брака молодоженам выдаются ключи от квартиры.

Во многом благодаря пронаталистичний политике Франции, которая первой столкнулась с демографическим кризисом, удалось преодолеть ее.

Как уже говорилось, в ближайшие десятилетия основной прирост населения в мире ожидается в развивающихся странах. Это увеличивает и без того сложную проблему ликвидации экономической отсталости этих стран, поэтому для большинства из них характерно желание ограничить быстрый прирост населения. Такое демографическую политику проводят примерно 80 государств. Во многих из них это рассматривается как один из путей решения проблем голода и нищеты. Некоторые государства существенно не вмешиваются в процесс естественного движения населения, среди таких широко представлены мусульманские страны.

Политика ограничения рождений наиболее ярко выразилась в Китае. Начиная с конца 70-х годов прошлого века правительство этой страны проводит политику контроля над ростом населения и повышением его качественных характеристик. Государство поощряет поздние браки, призывает к рождению одного ребенка в семье (применяется принцип «одна семья - один ребенок»), хотя в соответствии с законодательными установок допускает рождение второго ребенка.

В Китае семья с одним ребенком имеет право на первоочередное получение жилья, увеличение размеров приусадебного участка, бесплатное содержание ребенка в детском саду. Такие семьи имеют преимущества при приеме на работу и поступления детей в ВУЗы, они получают денежные пособия и субсидии. В случае рождения второго ребенка семья теряет льготы и платит налог на заработную плату. На разных этапах проведения демографическая политика также включала: штрафы за превышение количества детей, повышение возраста вступления в брак; запрет вступать в брак студентами; добрачное медицинское обследование, по результатам которого регистрация брака могла быть отложена. Однако демографическая политика не вызвала политических протестов. По мнению некоторых западных исследователей, это во многом связано с характером политического строя и тем, что вмешательство «сверху» в частную жизнь граждан заключается в традиционные рамки отношений между властью и населением.

С 90-х годов прошлого века китайское правительство ежегодно обсуждал вопрос народонаселения и развития. Были приложены усилия для тесного согласования планового деторождения и развития экономики, ликвидации бедности, рационального использования ресурсов, популяризации культуры и знаний, развития здравоохранения, совершенствование системы социального обеспечения, повышения статуса женщин в обществе.

В результате почти тридцатилетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы. Постепенно сформировалась система регулирования прироста населения и планового деторождения, отвечающие требованиям рынка. В результате коэффициент рождаемости и естественного прироста населения снизился с 33 и 25% в 1970 г. до соответственно 14 и 7% в 2008 г. По низкой смертности - 7% (в Китае относительно молодое население) и существенных успехов в здравоохранении природный прирост снижается. В очень короткий срок страна совершила переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к типу с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом.

К негативным последствиям демографической политики можно отнести усиление диспропорций в половом составе населения. Особенностью современного Китая более значительное по сравнению с се-редньосвитовимы показателям, превышение количества мужского населения в младшей возрастной группе.

Ожидается, что в течение следующих десятилетий народонаселения Китая вступит в новый исторический период. При сохранении стабильного уровня низкой рождаемости страна постепенно перейдет от низкого естественного прироста до нулевого прироста населения. Предполагается, что к середине XXI века. население страны, достигнув пиковой оценки (около 1600 млн человек.), постепенно сокращаться.

В 1978 г. правительство осуществило попытку юридически повысить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин - 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен в соответствии с 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин - до 18 лет. После того как перепись 1981 показал больший прирост населения, чем ожидалось, активность программ планирования семьи возросла.

В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения прироста населения, предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар. Было установлено более жесткую норму - два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей - первую и последнюю», «Два ребенка - достаточно!». В середине 90-х годов в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии потерпели новых изменений. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и задач в этой сфере, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент сделали на укреплении здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижении детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. Но в 2000 г. было подготовлено новое Национальную программу демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, что соответствует простому воспроизводству населения, а до 2045 г. - стабилизации его количества. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в активизации пропаганды улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

В.П. Максаковский обращает внимание на то, что значительно меньше успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами: во-первых, чрезвычайной нищетой значительной части населения страны, где более трети всех жителей находится за чертой бедности, во-вторых, низким образовательным уровнем населения, в-третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также различных семейных обрядов.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX века, создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводят большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы её проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребёнка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и пр. льготы) принимаются для опосредованного поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью несмотря на то, что экономические меры оказывают определённое влияние на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (3 и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и пр.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, являются важнейшими задачами общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

Помощь в реализации существующей потребности в числе детей;

Изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и пр.).

Условием успешности проведения демографической политики является её долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.



Эффективность демографической политики определяется сопоставлением её целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведёнными материальными затратами общества.

Численность населения мира в настоящее время превысила 6 млрд.чел. Главной особенностью его развития является сохранение двух типов населения - развитых и развивающихся стран. Большая часть населения мира сосредоточена в развивающихся странах. Так, если в 1950 году на долю этих стран приходилось 2/3 мирового населения, в 1998 году – 4/5, то согласно прогноза экспертов ООН по народонаселению на 2050 год – 7/8 мирового населения. К середине XXI века вырастет население большинства регионов мира. Наибольший прирост предполагается на африканском континенте.

В настоящее время прирост мирового населения сосредоточивается в ограниченном числе стран. Так, около трети прироста приходится всего лишь на две страны мира – Индию и Китай.

Сокращение численности населения эксперты ООН прогнозируют в странах с развитой экономикой и низким уровнем рождаемости, в первую очередь – в Японии и в странах Европы. Ожидается, что к 2050 году число жителей, например, Болгарии уменьшится на 34%, Румынии - на 29%, Украины – на 28%, России – на 22%, Латвии – на 23%, Польши – на 17%, Южной Кореи – на 13%, Германии – на 9% и т.д.

Рождаемость в развитых странах находится на уровне ниже, необходимого для простого возобновления поколений. К 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в среднем по развитым странам может снизиться с нынешнего 1,6 до 1,5. Однако к 2050 году, по прогнозу ООН, возможно его увеличение до 1,9. Среди развитых стран самый высокий уровень рождаемости в последние годы наблюдается в США – 2,0.

В развивающихся странах суммарный коэффициент рождаемости находится на уровне, существенно превышающем уровень простого воспроизводства. Так, в 2005 году его величина составила по Африканскому континенту в целом 5,1 ребёнка, в Западной Азии – 3,6, в Центральной и Южной Азии – 3,2, в Центральной Америке – 2,8 и т.д. Однако и в этих странах идёт процесс снижения рождаемости.

Смертность населения в настоящее время постепенно снижается практически во всех регионах мира.

Деятельность по снижению смертности становится наиболее успешной по мере развития человечества, устойчивого экономического роста, создания материальной базы для развития медицины, здравоохранения и пр. Наиболее отчётливо это проявилось, в первую очередь, в Европе. До начала XX века здесь удалось существенно снизить смертность от голода, инфекционных заболеваний, значительных эпидемий. К концу XX века снижение смертности замедлилось, и в настоящее время ее уровень стабилизировался.

В развивающихся странах процесс снижения смертности продолжается. Изменяется не только её уровень, но и структура причин смерти – она стремится к типу смертности в развитых странах мира. Несмотря на достигнутые во второй половине прошлого века успехи, смертность в Африке, Азии и Латинской Америке ещё имеет резервы для дальнейшего снижения, особенно - младенческой смертности. К началу XXI века наиболее высокой младенческая смертность остаётся в Африке – 88 ‰, при среднемировом значении – 56 ‰.

В связи с уменьшением общей смертности населения растёт ожидаемая продолжительность жизни. Так, если в начале 50-х годов прошлого века ожидаемая продолжительность жизни для всего населения мира составляла 46 лет, то к началу нынешнего века она увеличилась до 67 лет. В промышленно развитых странах данный показатель в эти годы увеличился с 66 лет до 75 лет. В развивающихся странах он составил 41 и 63 года соответственно. Имеющийся разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающимися странами сохранится и в обозримом будущем. К 2050 году (по оценке ООН) в более развитых странах продолжительность жизни может достичь 82 лет, а в менее развитых – 75 лет (для обоих полов). Это означает, что развивающиеся государства достигнут ныне существующего уровня смертности в развитых странах только через полвека.

Увеличение продолжительности жизни, обусловленное снижением смертности (особенно в старших возрастах), и снижение рождаемости приводят к увеличению доли старших возрастов в общей численности населения.

Возрастная структура, являясь отражением режима воспроизводства населения в прошлом, в то же время играет исключительно важную роль в формировании будущего демографического развития общества (тенденций воспроизводства населения, его численности и структуры и пр.). В связи с этим увеличение доли населения старших возрастов, т.е. демографическое старение, перерастает в настоящее время в мировую проблему и находится в сфере внимания ООН.

Впервые проблема старения населения мира рассматривалась на заседании ООН ещё в 1948 году. В последующие десятилетия темпы процесса старения оказались выше предполагаемых ранее. Поэтому в 1992 году ООН приняла Международный план действий в области старения и установила Международный день пожилого населения – 1 октября каждого года.

Особенно ощутимой проблема старения населения стала для экономически развитых стран. По оценкам ООН в этих странах в целом численность населения в возрасте 65 лет и старше составляет 14% от общей его численности. Самой пожилой среди развитых стран названа Япония, где каждому пятому жителю больше 65 лет. За ней следуют: Италия - 19% стариков, Германия - 18%, Франция – 16%, Великобритания – 16%, Канада – 13%, США – 12% и др. Улучшения возрастной структуры населения в этих странах в ближайшее время не ожидается.

Постепенно старение населения становится серьёзной проблемой и для некоторых стран Азии и Латинской Америки. Учитывая мировые тенденции демографических процессов, можно предположить, что демографическое старение со временем коснётся всего населения мира.

Одной из характеристик демографического положения являются состояние и формы брачно-семейных отношений. Основа демографических различий между экономически развитыми и развивающимися странами заключается в разной роли семьи в культуре и экономике этих стран.

В развивающихся странах семья в значительной степени пока сохраняет производственную и социальную функции. В связи с этим в них распространены сложные семьи, способные поддерживать нормы многодетности и выполняющие роль посредника во взаимосвязи общества и личности.

В экономически развитых странах преобладают простые семьи, состоящие из родителей и детей. Многие функции семьи перешли к другим социальным институтам и внутрисемейные связи утратили своё прежнее значение посредника, сделав семью непрочной.

Неблагоприятное развитие мировых демографических процессов обусловило необходимость решения сложной проблемы поддержания равновесия между численностью населения, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Одним из направлений этого является выработка нового подхода к сложному явлению – международная миграция. В документах ООН указывается на необходимость разработки и проведения миграционной политики на уровне отдельных стран, задачей которой является установление строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвращения нежелательных для интересов страны, борьба с нелегальной миграцией. Среди экономически развитых стран крупными регионами приёма мигрантов (реципиентами) являются США, страны ЕЭС. В Западной Европе большинство иностранных специалистов сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании. В этих странах миграция стала ведущим фактором роста населения.

В настоящее время в мире почти не осталось государств, правительства которых не беспокоили бы проблемы народонаселения. Поэтому большинство стран проводят определённую государственную политику в области народонаселения.

Для экономически развитых стран основной демографической проблемой можно считать, в первую очередь, низкую рождаемость, не обеспечивающую даже простое воспроизводство населения и обусловливающую его сокращение (депопуляцию). Однако почти все они официально проводят политику невмешательства в репродуктивное поведение населения. При этом часть из этих государств (Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Япония и др.) считают темпы роста населения и уровень рождаемости своих стран неудовлетворительными.

Промышленно развитые страны проводят государственную политику, которую, скорее всего, можно отнести к семейной политике. Общим для всех этих стран стало признание семьи важнейшим социальным институтом, главными задачами которого являются рождение и воспитание детей, подготовка их к взрослой жизни. При этом, осуществляя меры государственной помощи семьям с детьми на практике, многие страны семейную политику официально не провозглашают.

Меры государственной семейной политики в развитых странах в основном сводятся к: отпускам по беременности и родам; семейным пособиям на детей; налоговым льготам; льготам на проезд на городском и железнодорожном транспорте; запретам на увольнение беременных женщин, сохранению их места работы на период декретного отпуска, правам перехода беременных женщин на более лёгкую работу; пособиям детям-инвалидам; пособиям новобрачным и школьникам (в некоторых странах) и пр. Кроме того, во всех этих странах существуют службы планирования семьи. Однако условия и формы осуществления всех вышеперечисленных государственных мер в отдельных странах существенно отличаются.

В отдельных странах, относящиеся к группе экономически развитых, ставится цель недопущения роста населения и стабилизация его численности. В то же время фактически существующие меры помощи семьям с детьми имеют явную пронаталистскую (поощряющую рождаемость) направленность. Такое противоречие наблюдается, например, в Голландии, где размер пособия возрастает с каждым родившимся ребёнком вплоть до восьмого. Подобная дифференциация пособий на детей существует в настоящее время и в Австралии.

Противоположное отношение к вопросам упорядочивания рождаемости исторически сложилось во Франции и Германии. Эти государства в результате войн в XIX-XX веках понесли огромные потери населения. Восстановление разрушенной экономики, демографического потенциала, необходимость сохранения геополитического равновесия в Европе обусловили проведение в этих странах активной демографической политики. В последние годы демографическая направленность государственной политики сменилась на социальную.

Почти во всех странах с высоким уровнем рождаемости проводится политика по планированию семьи. В настоящее время первое место в мире по численности населения занимает Китай. Согласно последним данным в этой стране проживает 1,3 млрд.человек. Более 25 лет назад в Китае была введена система «одна семья – один ребёнок». Однако, даже в условиях жёсткого ограничения рождаемости численность его населения продолжает расти и к 2050 году может увеличиться до 1,6 млрд.чел. В 2002 году в Китае вступил в действие первый закон о демографии и плановом деторождении, закрепляющий действующую государственную политику в законодательном порядке. Согласно этому закону, некоторым категориям граждан разрешили иметь второго ребёнка. Семьи с большим количеством детей практически лишены поддержки государства, а многие – и своих гражданских прав. Политика контроля над рождаемостью, национальные традиции, современные медицинские технологии привели к нарушению половой структуры населения Китая. В настоящее время в стране рождается гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это приводит к переизбытку численности молодых мужчин, дефициту потенциальных невест и обусловливает отрицательные социальные, политические, морально-психологические и др. негативные последствия. Наряду с этим наблюдается стремительное старение населения, обусловленное стремительным снижением рождаемости.

Подобное нарушение поло-возрастной структуры с таким же набором отрицательных последствий в настоящее время наблюдается и в Индии.

Определённых успехов в ограничении рождаемости добился Вьетнам. Но и здесь, несмотря на проводимую политику по планированию семьи, темпы прироста населения остаются пока достаточно высокими.

В отдельных странах, ранее относившихся к развивающимся, по мере их экономического роста рождаемость снизилась до уровня, близкого к уровню, обеспечивающему простое воспроизводство населения. В определённой степени этому способствовала и проводившаяся в них политика планирования семьи. Наиболее ярким примером этому может служить Иран. В этой стране численность населения увеличилась за XX век в 6 раз: с 10 млн.чел. в начале века до 60 млн.чел. в его конце. Первая программа планирования семьи была принята в Иране ещё в период правления шаха в 1967 году. Однако в течение последующего десятилетия значительных изменений в уровне рождаемости не происходило. После исламской революции 1979 года действие данной программы было прекращено. В 1989 году была принята вторая программа планирования семьи, одобренная религиозными деятелями страны. Однако ещё за 5 лет до принятия второй программы с середины 80-х годов в Иране началось снижение суммарного коэффициента рождаемости, и к 1988 году его значение оказалось на уровне 5,5 (против 6,8 в 1984 году). После этого снижение рождаемости ускорилось, и к 1996 году суммарный коэффициент рождаемости упал до уровня 2,8 ребенка. В 2001 году его значение снизилось до уровня, близкого к простому воспроизводству, и, по разным оценкам, составляло от 2,1 до 2,6. В настоящее время величина суммарного коэффициента рождаемости в этой стране – 2,1. Указанное снижение произошло у городских и сельских женщин всех возрастов во всех провинциях страны. Одной из главных причин снижения рождаемости в Иране со второй половины 80-х годов стало улучшение социально-экономических условий жизни, прежде всего, в отдалённых сельских районах, значительное снижение детской смертности, развитие образования, путей сообщения, средств связи, распространение образа жизни современного промышленного общества.

Значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, к настоящему времени произошло и в ряде других стран с ранее высоким его уровнем: Тунис – 2,1; Турция – 2,4; Шри-Ланка – 2,0; Таиланд – 1,7; Тайвань -1,2; Южная Корея – 1,2 и пр.

Таким образом, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли и существование разных типов воспроизводства населения, в мире сформировалась и развивается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости, которая в обозримом будущем неизбежно приведёт к прекращению роста численности населения планеты.

Демографическая политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на формирование наиболее благоприятного для целей общественного развития типа воспроизводства и расселения населения. Она может включать меры по регулированию внешней и внутренней , упорядочению процессов , достижению более низкого уровня смертности путем совершенствования службы здравоохранения, но одна из основных ее задач — воздействовать на режим (стимулировать и ограничивать ее) с помощью различных экономических, социальных, административно-юридических и пропагандистских средств. Экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи, ссуды и , налоговые и жилищные льготы и т.д. К числу административно-правовых средств относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию. Большую роль на воспроизводство оказывают пропагандистские и воспитательные меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определяющие демографический в обществе. В конкретной действительности выбор средств воздействия на рождаемость широко варьируется в зависимости от поставленных задач и степени их научной обоснованности, общественных условий и реальных государственных возможностей.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во-второй половине XX столетия, что обусловлено с существенной территориальной дифференциацией естетсвенного прироста в мире. С одной стороны в ряде регионов наблюдается демографический взрыв, вызывающий комплекс социально-экономических, с другой стороны на развитех страны стремительно надвигается демократический кризис, обусловленный депопуляций и старением населения.

В странах западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что наиболее активно политику поощрения рождаемости и естественного прироста проводят и Швеция.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование. В конце 1980-ых г.г., когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых занимает ныне неконкурентное первое место в мире. В конце 1990-х г.г. была подготовлена программа действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

В современный период большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, для чего проводят государственную демографическую политику. Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения и, прежде всего, на рождаемость в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводят Франция и некоторые страны Восточной Европы (как правило предоставляются льготы различного рода и выплата пособий на рождение ребенка). Большинство стран второго типа воспроизводства населения в последние десятилетия стали осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В первую очередь, это относится к двум самым многонаселенным странам мира – Китаю (семья при рождении второго ребенка теряла льготы, при рождении третьего – платила налоги) и Индии. В Китае она проводится под девизом: "одной семье — одного ребенка", а в Индии — под девизом: "нас двое — и нам двоих".

Особенности полового состава позволяют подразделить все страны мира на три группы. В первую группу входят те страны, где число мужчин и женщин примерно одинаково. К ним относятся многие страны Африки и Латинской Америки. Во вторую группу входят страны с преобладанием женщин. К ней относится примерно половина всех стран мира, причем особенно характерно такое превышение для стран Европы. Оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, потерями мужского населения в периоды первой и второй мировых войн и другими причинами. Преобладание мужчин особенно характерно для некоторых стран Азии и, в первую очередь, для Индии и Китая. Благодаря этим двум странам в целом мире мужчины немного преобладают.

Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства.


Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля детских возрастов и повышенная доля пожилых возрастов. Например, в зарубежной Европе дети до 14 лет составляют 24 % всего населения, взрослые 15-59 лет — 59 %, а пожилые — 17 %. Данное соотношение возрастов называется "старением нации". Для стран второго типа воспроизводства, напротив, характерна высокая доля детских и крайне низкая доля пожилых возрастов. Например, в Африке дети составляют 44 % всех жителей, а пожилые люди — всего 5 %. Возрастной состав населения напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при сохранении современной тенденции рождаемости в странах Европы возможна такая экономическая ситуация, при которой будет ощущаться явный дефицит трудовых ресурсов в основных сферах экономики и в материальном производстве особенно. Плюс ко всему, большая часть населения перейдет в другую группу – пожилую, которая будет нуждаться в поддержке со стороны государства (выплата пенсий). В странах второго типа воспроизводства возможна иная ситуация – подрастающее молодое поколение при переходе в группу «взрослые» будет оказывать значительное влияние на рынок труда, что может привести к избытку трудовых ресурсов и соответственно к безработице.

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, то есть той части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45 % всего населения, или 2 млрд человек. В современный период особенно большое значение приобретает не только количество, но и "качество" населения. Это понятие включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, а также уровень грамотности населения. В 1990 г., по данным ООН, в мире было 963 млн неграмотных (27 %). Из этого количества 4 % приходилось на экономически развитые страны и 96 % — на развивающиеся страны. Особенно много неграмотных в Африке к югу от Сахары (53 %). "Рекордсменом мира" в этом отношении можно считать Бутан, где среди мужчин — неграмотных 93 %, а среди женщин — 98 %.



error: Контент защищен !!