Ошибки германского кораблестроения. Броненосный крейсер «Блюхер»

Исторические пушки с библейскими именами - ныне музейные экспонаты.
Фото предоставлено автором

В феврале–марте 1940 года согласно плану операции «Везерюбунг» – захвата Норвегии – штабисты кригсмарине спешно составляли и уточняли силы вторжения. В списки кораблей оперативной морской группы «Осло» был включен и новейший тяжелый крейсер «Блюхер».

Немцы рассчитывали, что легко овладеют страной с немногочисленным населением и небольшой армией (шесть дивизий). Однако серьезной силой в отпоре германской группе вторжения, продвигавшейся по фиорду к норвежской столице, неожиданно оказалась артиллерийская батарея в крепости Оскарборг на острове Кахольм, построенной еще в XIX веке. Ее гарнизоном командовал полковник Биргер Эриксен, чьи портреты сегодня украшают стены расположенного в Оскарборге военно-исторического музея. Мы стали его первыми посетителями из России.

В маленькой Норвегии дорожат своей богатой историей и бережно сохраняют все, что с ней связано. Поэтому подполковник с почти немецкой фамилией Шульс был очень доволен, получив назначение в Оскарборг – служба здесь считается престижной. Хотя она, конечно, носит не столько традиционный гарнизонный, а больше представительский характер.

Поразительное совпадение: в крепости, преграждавшей путь немцам, стояли немецкие же орудия образца 1891 года калибром 280 мм, изготовленные на заводах Круппа в Эссене. В 1894 году норвежцы закупили их в Германии и установили в Оскарборге. Две гаубицы, рассказывает подполковник Шульс, в силу их солидного калибра и веса получили собственные имена, причем библейские: «Моисей» и «Арон». Орудия сохранились до Второй мировой войны, оставаясь самыми крупными артсистемами в стране. И когда в апреле 1940 года отряд немецких кораблей во главе с «Блюхером» пытался прорваться к Осло, гаубицы обрушили всю свою мощь на соотечественников их создателей – моряков и солдат сухопутных войск, находившихся на борту крейсера «Блюхер».

ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОГО КРЕЙСЕРА

6 июля 1935 года на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге был заложен тяжелый крейсер новой серии «Адмирал Хиппер», а через месяц фирма «Дойче Веерке» начала постройку аналогичного корабля – «Блюхер». В апреле следующего года на верфи Круппа «Германия» состоялась закладка крейсера «Принц Ойген», названного так в честь известного австрийского полководца Евгения Савойского. Второй крейсер серии – «Блюхер» – формально вступил в строй 20 сентября 1939 года. Формально, потому что к тому времени он еще не стал боевой единицей: устранение всякого рода недочетов и недоделок продолжались еще полтора месяца. Суровая зима 1939–1940 годов осложнила и без того непростые для этого времени года условия навигации на Балтике. Что уж говорить об испытаниях всех систем тяжелого крейсера! Он так и не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также никаких учений по ликвидации возможных последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть.

Однако острая нужда в кораблях для операции «Везерюбунг», к которой привлекался практически весь немецкий флот, заставила главный морской штаб (ОКМ) включить «Блюхер» в список участников вторжения в Норвегию. Крейсер принял на борт штаб морского командующего группой для захвата Осло контр-адмирала Оскара Кюмметца и более 800 армейских солдат и офицеров. Из них 600 были из состава 163-й пехотной дивизии (командир генерал-майор Энгельбрехт), а остальные – люди из штаба группы для захвата Южной Норвегии (командир генерал-майор Штуссман). На борту также находись персонал будущей радиостанции в Осло и подразделения обслуживания.

На корабль под завязку загрузили боеприпасы – в дополнение к тем, которые уже находились в артиллерийских погребах. Боеприпасы разместили даже в торпедной мастерской и просто позади переднего торпедного аппарата правого борта. Часть опасных грузов оказалась на верхней палубе, рядом с одним из торпедных аппаратов, а также в ангаре, где хранились резервный бортовой самолет «Арадо» и запас бомб к нему. В результате и без того не полностью боеспособный «Блюхер» оказался загроможденным опасными грузами. Ящики со снарядами и патронами, которые при посадке десанта спешно затолкали куда попало, позднее сослужили кораблю недобрую службу.

Вечером 8 апреля 1940 года оперативная группа кригсмарине вошла в Осло-фиорд, где горели все навигационные огни. За «Блюхером» следовали «Лютцов», «Эмден» и три миноносца. Эти корабли составляли ядро группы, в которую также входили восемь тральщиков и два китобойных судна. Они должны были доставить около 2000 человек десанта первой волны.

«Блюхеру» и другим кораблям предстояло пройти по фиорду до столицы около 100 километров. Но легко сказать – пройти. Для этого предстояло преодолеть два укрепленных района. В состав каждого из них входили по батарее тяжелой артиллерии (280–305-мм) и по нескольку береговых батарей меньшего калибра. Как только тяжелый крейсер вышел на траверз островов, с обоих сторон его осветили прожекторы; раздался предупредительный выстрел. На большой для узкого фарватера скорости – около 15 узлов – боевая группа немецких кораблей во главе с «Блюхером» миновала узкие секторы обстрела.

Впереди немцев ждал второй укрепленный район – в узости Дробак. В этом месте Осло-фиорд сужается примерно до 500 метров, простираясь между двумя островами Кахольм (северным и южным) и скалистым правым берегом. На этих островах находилось шесть артиллерийских батарей 57-мм и 280-мм орудий, в Дробаке три батареи – калибра 150, 257 и 240-мм.

┘«Аарон» и «Мозес» успели сделать свои выстрелы прямой наводкой. На короткой дистанции – от 500 до 1500 метров – промахнуться было сложно. В 05.00 первый снаряд попал в надстройку – в пост управления огнем зенитной артиллерии. Осколки буквально покосили офицеров и матросов. Второй 280-мм снаряд попал в ангар левого борта. Взрывом были уничтожены оба самолета. Вспыхнул пожар.

Тут в дело вступила 150-мм батарея в Дробаке. За какие-то 5–7 минут норвежцам удалось выпустить с дистанции около полукилометра 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель. Рулевое управление заклинило, крейсер развернулся носом к берегу.

Внезапно корпус корабля содрогнулся от двух мощных подводных взрывов. Это взорвались две торпеды, пущенные береговой торпедной батареей на острове Северный Кахольм. Батарея находилась в скальном укрытии, и немцы ее не заметили. Были ли эти торпеды, как и береговые орудия, немецкого производства – история умалчивает┘

Крейсер был охвачен огнем, на нем непрерывно рвались боеприпасы. Осколки перебили почти все пожарные рукава и постоянно угрожали команде. Часть боезапаса удалось выбросить за борт или перенести в нижние помещения, но взрывы раскаленных пожаром ручных гранат то и дело заставляли аварийные команды прекращать работу. Однако наибольшей угрозой являлись все-таки подводные пробоины. Обе торпеды попали в центральную часть корабля. Капитан-цур-зее Фольдаг все же надеялся спасти свой корабль, стоявший теперь на якоре кормой к берегу на расстоянии 300 метров от крошечного островка Аскхольм – в двух милях к северу от норвежских батарей. Однако около 06.00 произошел сильный взрыв в погребе с боеприпасами между котельными отделениями...

Около 07.30 «Блюхер» перевернулся и стал медленно уходить под воду. Он затонул на 70-метровой глубине, и в ледяной воде погибли около 1000 моряков и десантников. Правда, до берега добрались оба генерал-майора и почти все офицеры корабля, включая его командира.

Крепко досталось и следовавшему за злополучным «Блюхером» его морскому собрату «Лютцову». В результате трех прямых попаданий крупнокалиберных снарядов норвежских орудий он получил серьезные повреждения и загорелся. Команда едва справилась с пожаром, и «Лютцов» не солоно хлебавши был вынужден повернуть на юг, чтобы убраться восвояси в фатерланд. Но и тут ему не повезло: по пути корабль получил торпеду в борт от английской субмарины «Спирфиш»┘

ЗЛОЙ РОК?

Спустя полтора года состоялось расследование обстоятельств гибели «Блюхера», на котором настояли представители сухопутного командования. Они возложили вину на моряков за большие потери среди личного состава армейских подразделений. Капитан-цур-зее Фольдаг намеревался застрелиться, но его удержал командир 163-й дивизии генерал-майор Эрвин Энгельбрехт. Однако злой рок все равно настиг Фольдага: самолет, на котором он летел, рухнул в воды Осло-фиорда, и капитан-цур-зее завершил свой жизненный путь там же, где его крейсер.

┘Продвижение к норвежской столице по фиорду возобновилось лишь после мощных авиационных ударов по крепости. (Этот эпизод отражен на красочной картине, которую нам показал подполковник Шульс в одном из залов крепостного музея.) Но лавры захвата норвежской столицы достались парашютно-десантным подразделениям. Они высадились в аэропорту Форнебю (ныне он находится в черте города). Реквизировав у местных жителей автомашины, в полдень 9 апреля 1940 года парашютисты вошли в город, пройдя по центру почти парадным маршем.

Немцы намеревались захватить или уничтожить короля Хокона VII. Однако задержка, вызванная неожиданным для агрессора отпором батареи с Оскарборга и гибелью «Блюхера», позволила королю и парламенту эвакуироваться из столицы и добраться до Англии. В Лондоне Хокон создал правительство в изгнании и перевел большую часть многочисленного торгового флота Норвегии под командование союзников.

Все это означало, что официально страна оккупантам не покорилась. Тем более что в самой Норвегии развернулось движение Сопротивление против немецких оккупантов, продолжавшееся все долгих пять лет войны┘

Создание этого корабля было связано с успешной операцией британской разведки: когда в Англии началось строительство линейных крейсеров типа «Invincible» с 305-мм артиллерией, первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Фишер развернул широкий комплекс мероприятий, направленных на дезинформацию немцев: утверждалось, что новые британские корабли имеют нормальное водоизмещение 15000 тонн и вооружены десятью - двенадцатью 234-мм орудиями.

Адмиралу Тирпицу это показалось логичным: если дредноуты создавались на базе броненосцев с единым 305-мм главным калибром, то строящиеся корабли, являвшиеся по определению крейсерами, должны были стать развитием «Warrior» и «Minotaur» с 203-мм или 234-мм орудиями. Немцы даже подумать не могли, что Фишер решится на создание кораблей с артиллерией линкоров и бронированием крейсеров средней руки.

В итоге «Blucher» стал облегченным вариантом дредноута «Nassau», но с единым 210-мм калибром. Как и у прототипа, артиллерия ГК размещалась 8 двухорудийных башнях, расположенных по линейно-ромбической системе, огонь по борту могли вести только восемь орудий.

Когда же новый корабль был почти готов, выяснилось, что «англичане» значительно крупнее его и вооружены 305-мм пушками. Британцы выиграли очередной виток «дредноутной гонки» - германский корабль не мог равняться с ними ни скоростью, ни вооружением. С. Переслегин пишет: «Blucher» «оказался самым несчастливым кораблем кайзеровского флота. Огромные средства были потрачены на создание прекрасного броненосного крейсера, который из-за существования у противника «Инвинсибла» не мог найти себе никакого применения и в результате бесполезно погиб».

Этот корабль недаром называется «крейсеромдодредноутом»: для линейного крейсера у него были недостаточно сильная артиллерия ГК и скорость хода. А для броненосного крейсера те же элементы, не говоря уже об огромных размерах корабля и неэкономичности энергетической установки, были избыточны. В результате «Blucher» оказался между двумя классами и не нашел подходящей области оперативного применения (значительную пользу он принес бы на Балтике, но немецкие адмиралы почему-то до этого не додумались).

С 1911, почти сразу после вступления встрой, оказавшийся ненужным крейсер использовался в качестве учебного артиллерийского корабля, но после начала войны вошел в состав разведывательных сил Флота наравне с линейными крейсерами.

24.01.1915 германское соединение в составе трех линейных крейсеров и «Blucher» вышло в море с целью атаковать английские легкие силы у Доггер-банки. Во время этой операции немцы неожиданно встретили пять линейных крейсеров англичан.

Ввиду серьезного превосходства сил противника (24-343-мм и 16-305-мм орудий против 8-305-мм, 20-280-мм и 12-210-мм германских кораблей) командующий немецким отрядом вице-адмирал Франц фон Хиппер начал отход к своим берегам, где надеялся навести вражеское соединение под удар линкоров и эсминцев. Англичане преследовали, причем основной удар на себя принял концевой «Blucher» (самый тихоходный среди «немцев»).

В 10.30 ведущий ожесточенный артиллерийский огонь крейсер получил попадание 343-мм снаряда (до этого были отмечены еще два попадания), который пробил броневую палубу между двумя носовыми башнями и поджег около 40 зарядов, находившихся в коридоре для подачи боеприпасов.

Пламя перебросилось через шахты элеваторов в обе башни и мгновенно уничтожило всех находившихся там людей. Новые попадания снарядов вывели из строя рулевой привод и котельное отделение № 3; середина корпуса была охвачена пожаром. Ход «Blucher» упал до 17 узлов, крейсер стал отставать от ордера. В 10.48 он выкатился из строя влево и с сильным креном стал уходить на север.

Хиппер, понимая, что спасти корабль не удастся, вел свои линейные крейсера к бухте Яде (на юго- восток), оставив «Blucher» наедине со всей эскадрой противника. Британцы необдуманно бросили преследование уходящего германского соединения и стали добивать одинокий корабль. Вскоре на немецком крейсере были снесены все кормовые надстройки и выведены из строя две башни кормовой группы. Один из снарядов вызвал пожар в погребе носовой башни (№ 1), но своевременное затопление погребов предотвратило взрыв-После трехчасового артиллерийского боя потерявший ход «Blucher» представлял собой груду раскаленных докрасна развалин (загорелся даже уголь в наполовину пустых бункерах), но по-прежнему упорно не желал тонуть. Чтобы добить корабль, англичане послали в торпедную атаку эсминец «Meteor». Однако комендоры последней оставшейся в строю башни немецкого крейсера всадили в носовую кочегарку эсминца 210-мм снаряд, который вывел его из строя. Всего «Blucher» атаковали торпедами четыре эсминца, в следующей волне - еще три.

Затем в атаку пошел легкий крейсер «Arethusa»: он выпустил две торпеды с дистанции 12,5 кабельтов. Одна из них взорвалась под носовой башней, вторая - в районе машинного отделения. Силой взрыва на «Blucher» выбило все электрическое освещение. Немцам удалось выпустить по противнику две торпеды, но в цель они не попали.

За 2 часа 53 минуты боя в германский крейсер с минимальной дистанции попали около 70 полубронебойных 343-мм снарядов, нанесших страшные повреждения преимущественно в подводной части, а также 7 торпед. Проявивший исключительную боевую живучесть «Blucher», в свою очередь, выпустил по противнику 300 снарядов главного калибра.

После взрывов торпед опрокинувшийся крейсер некоторое время лежал на левом борту, затем перевернулся и в 12.30 затонул. С кораблем погибли 792 человека, в том числе командир - капитан 2 ранга Александр Эрдман. 260 спасшихся, в том числе 45 раненых, подобрали британские эсминцы.

«Блюхер» был вторым тяжелым крейсером типа «Адмирал Хиппер». Он был заложен в Гамбурге 15 августа 1936 года как замена крейсера «Берлин». 8 июня следующего года его спустили на воду и нарекли в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, победителя при Ватерлоо. Однако судьба корабля оказалась не такой удачной. Вступление судна в строй задержалось из-за изменений, постоянно вносимых в его проект. 20 сентября 1939 года «Блюхер» наконец был официально принят в состав Кригсмарине под командованием капитана 1-го ранга Генриха Вольдага. Но до полной боевой готовности было еще далеко, необходимо было исправить все дефекты и неполадки, что произошло только к 27 ноября, когда крейсер отправили на испытания в район Готенхафена. Но из-за того, что зима 1939−1940 гг. выдалась суровой, корабль так и не прошел всесторонних испытаний и должного курса боевой подготовки. Несмотря на это, весной 1940 года он все же был включен командованием в операцию по захвату Осло.

«Учения на Везере»

Германии удалось 31 мая 1939 года заключить пакт о ненападении с Данией. Немцы предприняли попытки заключить подобные договоры со Швецией и Норвегией, но они отвергли эти предложения ощущая свою безопасность за проливами. Нейтралитет Норвегии не устраивал ни Германию, ни Великобританию и обе страны даже предприняли несколько провокаций, чтобы спровоцировать отказ Осло от своей позиции.

Для немцев Норвегия была ключом к Северному морю и путем для транзита такой необходимой шведской руды. 14 декабря 1939 года Гитлер поручил командованию вермахта изучить возможность захвата Норвегии. 27 января был создан отдельный штаб для разработки операции, которая получила кодовое название «Учения на Везере». После боевого 16 февраля танкера «Альтмарк» с британскими эсминцами в нейтральных водах Норвегии разработка плана была форсирована. Уже 24 февраля штаб под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорст начал детальную проработку операции, а через 5 дней план представили Гитлеру. Предполагалось осуществить одновременную молниеносную высадку десанта в ключевые города, желательно без применения оружия. В директиве от 1 марта 1940 года говорилось:"Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата". Главнокомандующий кригсмарине Эхих Редер советовал провести операцию до окончания полярной ночи, т. е. до 7 апреля, однако Гитлер утвердил «днем Везер» девятое число. Кроме Норвегии под удар попадала и Дания, поскольку немцам нужно было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам, кроме того, для снабжения своего десанта Германии нужны были аэродромы Ютландии.


Для операции были использованы почти все корабли военного и торгового флотов рейха. Видимо исключительно нехватка судов для нападения вынудила немецкий флот задействовать и небоеспособный «Блюхер». Правда, он должен был быть использован для простых заданий. Он вошел в состав по захвату Осло под командованием адмирала Кюммеца, который перешел со штабом на крейсер. На борт взошли 830 военнослужащих, в том числе 200 сотрудников штаба, включая генералов Энгельбрехта и Штуссмана. Внутренние помещения и даже палуба были завалены боеприпасами для десанта и другими пожароопасными предметами. Перегруженность корабля ухудшала и его и без того слабую боеспособность. Военная разведка ввела кригсмарине в заблуждение из-за недостатка разведданных о силах норвежской стороны, поэтому войска не предполагали встретить никакого серьезного сопротивления со стороны скандинавов. Немецкие корабли, согласно указаниям адмирала Кюммеца, могли открывать огонь только по сигналу с флагмана, не обращая внимания на предупредительные залпы и освещение прожекторами, которые рекомендовалось не расстреливать, а ослеплять встречным боевым освещением.

Утром 7 апреля 1940 года из Свинемюнде вышли крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос». В районе Киля они соединились с оставшейся частью группы вторжения и смогли незамеченными дойти до Скагеррака. Вечером они были замечены двумя британскими подлодками «Тритон» и «Санфиш». «Тритон» был засечен «Альбатросом» и дал залп, но «Блюхер» сумел уклониться от выпущенных торпед. Позднее «Санфиш» тоже заметила немецкий отряд, о чем и доложила британскому командованию, однако атаковать не стала. Отряд беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, расчет на внезапность оправдался. Норвежский патрульный корабль «Пол III» открыл предупредительный огонь по «Альбатросу», однако не сумел нанести ему каких-то существенных повреждений. Экипаж миноносца взял норвежский корабль на абордаж, при котором погиб капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен — первый норвежец, погибший во Второй мировой войне.


Карта Осло-фьорда

«Блюхеру» и отряду предстояло пройти между островами Болерне и Раной. На островах вспыхнули прожекторы и раздался предупредительный залп, но немцы четко следовали инструкции и не предприняли никаких ответных действий, спокойно следуя дальше. Норвежцы были немного удивлены подобным «дружелюбием» и поэтому запоздали с огнем с береговых батарей — снаряды упали позади немецкой колонны. Единственное, что удалось норвежцам — погасить огни на фарватере, что заставило немцев снизить скорость почти вдвое.

8 апреля в 00:45 Блюхер" дал сигнал на высадку в районе базы Хортене. Часть экипажа с него и «Эмдена» пересадили на сторожевые катеры и в сопровождении миноносцев отправили к берегу. Около 5 утра немецкие корабли подошли к узкому проходу Дробак. Для преодоления этого укрепрайона сложилась не очень благоприятная обстановка для немцев: десант не смог захватить береговые батареи и могли открыть огонь. Тогда контр-адмирал Кюммец принял неоднозначное решение — во главе колонны он решил поставить достаточно слабый по боевым меркам «Блюхер», а не бронированный броненосец «Лютцов». Это решение выглядит еще более спорным с учетом того, что Кюммец знал о минировании норвежцами фарватера. Возможно, он был введен в заблуждение данными разведки и надеялся на благоприятный и быстрый исход.


В 5 утра по «Блюхеру» был открыт огонь орудиями 150 и 280 мм с батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оксарсборг. Два снаряда из 280 мм орудий попали в пост управления огнем и в ангар левого борта крейсера, начался пожар и взрыв боеприпасов. Около 20 снарядов 150 мм орудий достигли цели и вывели из строя рулевую машину и связь с машинным отделением, руль заклинило и «Блюхер» развернуло носом к берегу. Из-за повреждений главного артиллерийского поста немцы не могли ответить прицельным огнем, фактически они были вынуждены бесцельно отстреливаться во все стороны из 105 мм пушек и зенитных автоматов. Через 20 минут крейсер был дважды поражен торпедами с левого борта, одна попала в котельное отделение, вторая — в переднее турбинное. Все нижние помещения затянуло дымом. Сети постоянного и переменного тока вышли из строя. В 5:23 норвежцы прекратили огонь. «Блюхер» был охвачен пожаром и завален на левый борт креном в 10 градусов. Боеприпасы, которыми был набит крейсер то и дело загорались и взрывались, пожары не удавалось локализовать. «Блюхер» встал на якорь восточнее острова «Аскхольмен». Около 6 утра в погребе седьмого отсека произошел сильный взрыв, из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, дым усиливался. После взрыва затопление корабля стало невозможно контролировать, крен увеличился до 45 градусов. Тогда капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль. Несмотря на то, что вода была ледяной, многим солдатам удалось вплавь добраться до берега.


В 7:23 «Блюхер» стал медленно уходить под воду носом вниз. Вскоре крейсер достиг дна на 70-метровой глубине. После затопления раздалось несколько подводных взрывов, а на поверхности несколько часов горела нефть.

Причиной гибели крейсера стала совокупность различных факторов — от ложных данных немецкой разведки до недостаточной боеготовности самого судна. Точное число жертв на «Блюхере» неизвестно до сих пор. По данным Германии погибли 125 членов экипажа и 122 десантника. Были спасены 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии.

Рейнхард Шеер, Георг Хаазе

Гибель крейсера "Блюxер". На "Дерфлингере" в Ютландском сражении

Научно-популярное издание

Корабли и сражения. Выпуск II

г. С.-Петербург 1995 г. -112 c.

на 1-й стр.- линейный крейсер "Лютцов" (худ. Ю. А. Апанасович, г. С.-Петербург);

на 2-й стр.- носовая надстройка английского линейного корабля "Монарх", входившего в состав 2-й эскадры линейных кораблей;

на 3-й стр.- линейный крейсер "Лютцов”, погибший в Ютландском бою.

Редактор В. В. Арбузов

Лит. редактор Е. В. Владимирова

Техн. редактор В. И. Катаев

Корректор С. В. Субботина

Редакция журнала "Морской исторический сборник"

Предисловие

Сразу же по окончании первой мировой войны в странах, принимавших в ней участие, одно за другим стали выходить в свет воспоминания как непосредственных участников боев, так и тех, кто разрабатывал операции в штабах или же командовал соединениями, фронтами и эскадрами.

К наиболее заметным из всей мемуарной литературы, изданной в Германии в 20-х годах, следует отнести воспоминания адмирала Рейнхарда Шеера, командовавшего во время войны Флотом Открытого моря, и капитана 2 ранга Георга Хаазе – старшего артиллерийского офицера прославившегося своей умелой стрельбой линейного крейсера "Дерфлингер".

В настоящий выпуск вошло описание первого боя, названного Р. Шеером "правильным эскадренным сражением", с участием линейных крейсеров с обеих сторон. Это был бой у Доггер-банки. Сражение закончилось трагически для единственного, следовавшего в строю додредноута-крейсера "Блюхер"- последнего, построенного для германского флота, броненосного крейсера, получившего в 1908 г. свое название в честь Гебхарда Блюхера – генерала, героя Ватерлоо, командовавшего прусской армией в войне с Францией в 1813-1815гг.

Бой у Доггер-банки, как и бой у Фолклендских островов, еще раз подтвердил, что нахождение в едином строю додредноутов н дредноутов – непростительная ошибка. "Блюхер" сражался до конца и геройски погиб, унеся с собой в пучину жизни сотен моряков.

Описание Г. Хаазе Ютландского боя и царившей в тот момент обстановки на "Дерфлингере" также интересно, ибо дает представление об уровне развития военного кораблестроения и вооружений того времени и показывает морской бой так, как если бы читатель сам являлся участником тех, давно ушедших в историю драматических событий.

В альманах вошли отрывки из книг Р. Шеера "Германский флот в Мировую войну". Военмориздат 1940 г. и Г. Хаазе "Два великих белых народа". Лейпциг 1920 г. (Сокращенный перевод опубликован в журнале "Морской сборник", №№ 7-12, 1920 г.). Кроме того, в выпуске дана версия о бое у Доггер-банки и английской стороны. (Текст взят из журнала "Морской сборник”, №№ 7-12 за 1920 г.). Названия кораблей даны так, как были напечатаны в указанных источниках.

Текст дополнен фотографиями из архива журнала "Морской исторический сборник" и коллекций И. Л. Бунича, Н. Г. Масловатого и В. В. Скопцова.

Р. Шеер

Гибель крейсера "Блюхер"

Напрасны были наши попытки в первые месяцы войны причинить неприятелю своими выступлениями такие потери, которые позволили бы говорить о заметном уравнивании сил.

Об успехах, достигнутых в минной войне, ничего не было известно, а успехи подводных лодок очень мало изменили положение в нашу пользу, так как корабли, взорванные торпедами, не имели существенного боевого значения. Выманить из гаваней более значительные части английского флота можно было прежде всего путем крейсерских набегов; при этом нашему флоту, если он оставался в тесном соприкосновении с собственными крейсерами, могли представиться благоприятные случаи для нанесения удара. Для этого, во всяком случае, следовало бы значительно перешагнуть установленную до сих пор границу, т. е. нарушить запрещение выходов на расстояние более 100 миль от Гельголанда. Только при этих условиях наши крейсера могли получить действительную поддержку. В указанных ему пределах командующий флотом стремился проявлять самую активную деятельность, какую только можно себе представить: вспомогательные крейсера выходили в море, минные постановки продолжались, несмотря на понесенные нами потери, подводные лодки в значительной мере превзошли все ожидания и находились в неустанной деятельности, и, наконец, наши корабли проникли вплоть до английских береговых сооружений, но для самого флота этот способ ведения войны принес одно разочарование. Ограничения, объясняемые стратегическими соображениями, действовали на настроение личного состава как признак, указывающий на недостаток доверия; уверенность в собственных силах постепенно падала. Настойчивое представление, сделанное по этому поводу командованием флота, встретило решительный отказ. Основания, приведенные при этом адмирал- штабом, были примерно таковы:

"Существование флота, всегда готового к бою, до сих пор не позволяло неприятелю нападать на берега Северного и Балтийского морей и помогало нам восстановить торговлю с нейтральными странами в районе Балтийского моря. Таким образом, флот избавил армию от забот по обороне побережья, а необходимые для этого войска можно было использовать на сухопутном фронте. После боя, даже если он будет выдержан с успехом, флот, при численном превосходстве неприятеля, перестанет оказывать свое влияние, а под давлением неприятельского флота в поведении нейтральных держав произойдут нежелательные изменения. Флот должен удерживаться в базах и избегать действий, которые могли бы повлечь за собой крупные потери. Однако это не должно исключать необходимости использования представляющихся благоприятных случаев для ианесения вреда неприятелю. Применение флота для действий вне района Германской бухты, чего неприятель добивается своими появлениями в Скагерраке, выходит за пределы упомянутых случаев. Против выхода больших крейсеров в Северное море для нанесения вреда противнику возражений не имеется".

Этим указаниям соответствовали дальние походы, предпринятые по направлению к английским берегам. 15 декабря 1914 г. большие крейсера под командованием вице-адмирала Ф. Хиппера вышли с заданием обстрелять укрепленные береговые пункты Скарборо и Хартлпуль и поставить у берега мины, так как в прибрежной зоне (у восточных берегов Англии) имело место оживленное судоходство. Оба города расположены на 150 морских миль ближе, чем Ярмут, к главной базе английского флота на севере британских островов; поэтому для находившихся в Скапа-Флоу или крейсировавших в море кораблей было гораздо легче отбить подобное нападение, и, следовательно, предприятие было связано с очень большим риском, и требовалась поддержка флота.

К I разведывательной группе больших крейсеров были приданы I разведывательная группа легких крейсеров и две флотилии миноносцев. 15-го в 3 ч. 20. м. они вышли из Ядэ. В тот же день под вечер за ними последовали эскадры линейных кораблей. Время для выхода обеих групп было выбрано с расчетом воспользоваться темнотой, чтобы как можно незаметнее выйти в море. Это, по видимому, и удалось, что и подтверждается ходом дальнейших событий. Для эскадр линейных кораблей, вышедших из Ядэ и Эльбы, к 21 ч. было назначено рандеву в широте 54°30’N и долготе 7°42’,5 Ost. Чтобы своевременно туда попасть, я в 16 ч. покинул со II эскадрой якорную стоянку в Куксгафене. От места рандеву II эскадра легла на назначенный командующим флотом курс WNW1/2W и пошла со скоростью 15 узлов. Все корабли тщательно затемнили, и рассмотреть прочие эскадры было невозможно. Таким образом, кораблевождение должно было отличаться высокой точностью, чтобы и на следующее утро походный порядок, в котором находились эскадры, оказался ненарушенным. Расстояние между эскадрами от одного флагманского корабля до другого предусматривалось 7,5 мили. Порядок следования соединения был таков: I, III, II эскадры. В походном охранении главных сил впереди были поставлены устаревшие броненосные крейсера "Принц Генрих" и "Роон" (из состава III разведывательной группы) с одной флотилией миноносцев. В боковом охранении находились два легких крейсера, каждый с одной флотилией. В тыловом охранении шел легкий крейсер "Штеттин"с двумя флотилиями. В течение ночного перехода миноносцы, находившиеся в охранении, несколько раз задерживали рыболовные суда, но ничего подозрительного на них не обнаружили.

Еще гремели залпы русско-японской войны, еще броненосным крейсерам Камимуры предстояло доказать свою пригодность для участия в линейном бою наряду со «старшими товарищами» - броненосцами, а на стапелях всех важнейших военно-морских держав уже закладывались корабли этого класса, принадлежавшие к новому поколению. Конструкторы «отжимали» из проектов все лишнее и использовали последние достижения современной техники, делая свою продукцию все более рациональной и мощной. По сути дела, броненосный крейсер уже перестал быть крейсером в старом понимании этого слова - одиночным рейдером, предназначенным для охоты за торговыми судами противника. Огромные, закованные в броню исполины, несшие все более сильную артиллерию, являвшуюся несомненным излишеством для планировавшихся им задач. В морских доктринах крейсерам теперь в основном отводилась роль разведчиков при эскадре, быстроходного авангарда, способного разметать неприятельские дозоры, не давая им возможности наблюдать за развертыванием собственных линейных эскадр. Фактически же последние броненосные крейсера создавались по принципу «корабль против корабля».

Строящаяся новая единица никак не могла быть меньше и слабее введенного в строй потенциального противника, напротив, она должна была превосходить его при возможной «личной встрече». Другая сторона отвечала на это своим «силачом», причем уже тогда, когда потенциальный соперник еще находился на верфи. Эскалация индивидуальной мощи броненосного крейсера захватила все нации. Вполне естественно, что в таких случаях бурное соперничество приводило к появлению весьма совершенных образцов. Но, как это часто случается в истории военной техники, оно несло в себе ростки конца данной линии развития. Финал этого был уже совсем близок. Шансы встретиться в бою конкретно с тем самым соперником, против которого он строился, для данного корабля становились совсем призрачными, не говоря уже о том, что в реальной боевой обстановке одна из сторон могла оказаться и в численном превосходстве, и под прикрытием линкоров или эсминцев - ведь флоты продолжали стремительно расти. Но пока что в Англии, США, Франции, Италии, Германии и России продолжали думать о «крейсере-абсолюте», способном сокрушить врага в своеобразном рыцарском поединке.

Во главе «процесса», как уже повелось, выступала «владычица морей». Последние и самые мощные броненосные крейсера Британии начали строиться в разгар русско-японской войны. Но в их проектах конструкторы по возможности учли ее уроки, хотя в типично английском духе. Водоизмещение взятого за прототип «Уорриэра» увеличили на тысячу тонн, полностью перекомпоновав вооружение.

В результате получился изящный четырехтрубный корабль, с многочисленными орудийными башнями. Помимо двухорудийных носовой и кормовой, в которых разместились 234-миллиметровки, по каждому борту выстроились в ряд по пять одноорудийных 190-мм. Утыканные, как ежи, скорострельными пушками, «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон» на учениях ухитрялись выпускать в минуту до 50 тяжелых снарядов из башенных орудий - в 20 раз больше, чем наша «Россия». Но не все было так гладко, как выглядело на бумаге и на смотрах. Основные характеристики крейсера оказались недостаточно сбалансированными: защита по сравнению с предшественниками ничуть не улучшилась, а местами стала даже несколько слабее. По сути дела, снаряд, пробивший бортовой пояс (толщина которого в середине корпуса составляла шесть дюймов, уменьшаясь в носу и корме до четырех и трех дюймов соответственно), мог нанести опасные повреждения машинам, котлам или погребам боезапаса - единственным дополнительным прикрытием которых являлся чисто символический 19-мм скос броневой палубы. Хотя на одном из предвоенных банкетов с участием английских и германских моряков эскадры Шпее офицеры с «Минотавра» обещали в случае встречи с «Шарнхорстом» или «Гнейзенау» не стрелять из одной 190-миллиметровки, «чтобы уравнять число орудий», далеко не факт, что такая встреча обязательно сложилась бы в пользу «британца». Ведь целей для неприятельских снарядов хватало: теперь каждое орудие имело собственную подачу, по которой продвигалась настоящая «цепочка» опасного груза. Эту опасность подтвердила жестокая судьба «Дифенса», в который в Ютландском сражении попал тяжелый снаряд с германского линкора. Огненная дорожка от воспламенившихся зарядов проникла во все погреба, и они вспыхнули одновременно, выбрасывая столбы пламени и дыма через снесенные крыши многочисленных башен. Корабль тут же взлетел на воздух, унеся с собой в пучину всю команду.

Вторым слабым местом была уже недостаточная для наступившей эпохи дредноутов скорость. Проектные 23 узла с трудом достигла первая пара, «Дифенс» и «Минотавр», но чуточку более широкий и мелкосидящий «Шэннон» не превысил и 22,5 узла. Столь незначительный запас скорости перед своими линкорами и стал причиной гибели «Дифенса», который вместе с товарищами просто не смог быстро удалиться с пути армады Джеллико и попал под убийственный огонь внезапно появившихся линкоров противника, под которым смог продержаться всего несколько минут.

Но такая судьба явилась неким восстановлением справедливости. Ведь к тому времени на дне Северного моря уже’ покоился германский ответ на «дифен-сы» - последний броненосный крейсер кайзеровского флота «Блюхер». Надо отметить, что немцы подошли к проблеме «улучшения породы» этого класса кораблей более рационально. «Блюхер» получил единый главный калибр, хотя, по национальной традиции, не слишком мощный - 12 210-мм орудий в шести башнях, из которых на борт могли стрелять только четыре. В соответствии с той же традицией, защищен корабль был заметно лучше, чем у англичан. Более толстый 180-мм пояс подкреплялся изнутри 50-мм скосами палубы, что, впрочем, всего лишь примерно соответствовало бронированию японских «асам». Постарались конструкторы и со скоростью: столь же традиционная трехвальная установка номинально обеспечивала 24 узла, а на испытаниях крейсер развил на узел с лишним больше. Но высокая скорость и хорошая защита (оговоримся - для броненосных крейсеров!) в итоге сыграли с ним злую шутку. Численное преимущество британцев в линейных крейсерах побудило командование Флота Открытого моря включить «Блюхер» в состав быстроходного отряда адмирала Хиппера, состоявшего из кораблей этого нового класса. В результате и скорость, и защита его оказались недостаточными: при преследовании англичанами в бою при Доггер-банке нерасчетливо поставленный в арьергард корабль стал постепенно отставать и получать одно попадание за другим. Наконец, -удачно выпущенный тяжелый снаряд нащупал «ахиллесову пяту» в конструкции, пробив сверху палубную броню и взорвавшись в бортовом коридоре, по которому подавался боезапас к бортовым башням. В узкой и длинной «трубе» воспламенились заряды, и пламя, как в камине, потянуло по всему кораблю. Последующие попадания вывели из строя механическую установку. Однако построен «Блюхер» был крепко: англичанам пришлось всадить в уже неподвижный крейсер около сотни снарядов крупного калибра и несколько торпед, прежде чем он наконец пошел ко дну.

Помимо немцев, броненосный крейсер с главной артиллерией единого калибра создали только французы. И тоже в результате калибр этот оказался слабоватым. Два представителя последнего поколения класса, плававшие под трехцветным флагом, «Эдгар Кинэ» и «Вальдек Руссо», несли четырнадцать 194-мм орудий - очень внушительное на первый взгляд количество. Но именно только на первый. Располагались они в установках трех видов: в двух- и одноорудийных башнях, а также в казематах. Последнее решение являлось вынужденным: больше башен разместить даже в изрядном по длине корпусе не представлялось возможным. Внушительные многотрубные 14 000-тонные гиганты при своей 23-узловой скорости после появления дредноутов практически полностью потеряли свою ценность, но французы сохраняли их в строю и в 1930-е годы, после вступления в строй быстроходных крейсеров нового поколения, хотя уже в качестве учебных кораблей.

Свой вариант суперкрейсера появился и за океаном. Причем американцы продолжили свое экономическое давление на Старый Свет: не церемонясь, они заложили более крупную серию, чем кто-либо из европейцев. Большие по размерам, но относительно слабо вооруженные («только» восьмидюймовками в качестве главного калибра) предшественники - «Пенсильвании», о которых мы рассказывали ранее, подверглись изрядной критике. Поэтому еще до их вступления в строй следующая четверка («Теннесси», «Вашингтон», «Норт Каролина» и «Монтана») получила уже 10-дюймовые орудия, снаряд которых весил 250 кг, более чем в два раза превышая массу снаряда у предшественников. В остальном же новые броненосные крейсера мало отличались от «Пенсильвании» со товарищи: при водоизмещении 14 500 т они могли разогнаться только до 22 узлов. Основой защиты по-прежнему оставалась броневая палуба с толстенными 102-мм скосами, подкрепленная с борта 127-мм броневым поясом. Хорошее прикрытие из 229-мм плит имели лобовые части башен и боевая рубка. Однако американцы не решились на следующий шаг: второй калибр по-прежнему состоял из шестнадцати шестидюймовок. Правда, эти орудия могли сослужить неплохую службу, по крайней мере в бою с крейсерами, а частично и с броненосцами, разрушая их небронированные части. А вот двадцать две 76-миллиметровки к моменту вступления в строй выглядели несколько странно - многовато в качестве противоминного калибра, при практически нулевом шансе использовать их в «большом» бою.

В итоге американские гиганты обладали не столь уж многочисленными достоинствами, но еще и изрядными недостатками для того, чтобы войти в состав основных боевых эскадр. И прослужили они в первой линии совсем недолго. Уже в ходе Первой мировой войны с крейсеров начали потихоньку снимать артиллерию. Жертвой пали шестидюймовки (их число на некоторых единицах уменьшилось до четырех) и ставшие совсем одиозными 76-миллиметровки, количество которых уменьшилось почти вдвое (до 12). Впрочем, незадолго перед тем, в 1911 году, статус «Теннесси» и компании формально повысился: на них установили решетчатые «шуховские» мачты, что тогда являлось исключительной привилегией американских линкоров. О желании командования испытать свои суперкрейсера «в деле» свидетельствовала и установка в ходе войны пары 76-мм зениток. Но пока суть да дело, «Пенсильвании», как и их предшественников, активно использовали для опытов с палубной авиацией. С «Норт Каролины» 5 ноября 1915 года состоялся первый запуск самолета. Позже «Вашингтон» стал настоящей «броненосной авиаматкой»: на крейсере базировалось четыре гидросамолета, также пускаемые с катапульты.

Тем не менее после завершения Первой мировой войны эти большие и морально устаревшие единицы сохранились в составе флота: у США, в отличие от Англии, ощущался явный недостаток любых крейсеров. Но из четырех «в живых» осталось только три. В августе 1916 года только что переименованный в «Мемфис» «Теннесси» находился в гавани столицы Доминиканской Республики Санто-Доминго, когда в этот порт вкатилась гигантская 30-метровая волна цунами. И с кораблем водоизмещением 15 тысяч тонн произошло невообразимое: мощный вал просто выбросил его на берег. Смятый и «перекрученный», крейсер пришлось сдать на слом. Переименованию подверглись и остальные: «Вашингтон» в том же 1916 году стал «Сиэтлом», а в 1920 году «Норт Каролина» и «Монтана» превратились в «Шарлотт» и «Мизулу». Причина такого «понижения в чине» (крейсера вместо «штатов» стали «городами», причем из числа далеко не первых в США) заключалась прежде всего в том, что названия требовались для росшего как на дрожжах флота дредноутов. Но не только. Последние броненосные крейсера Соединенных Штатов уже не представляли большой ценности, и в 1921 году их перевели в резерв. Но на разделку отправили не сразу. Командование ВМС сделало несколько попыток их модернизации. Один из проектов предусматривал, в частности, установку более мощных и современных механизмов. Из вооружения на крейсерах сохранились только 10-дюймовки, дополненные новыми 127-мм скорострелками. Однако даже в таком «омоложенном» виде корабли оставались бы «отжившими свое стариками». В итоге предпочтение отдали принципиально новому классу тяжелых крейсеров, а «Мизула» и «Шарлотт» через несколько лет отправились на слом. В строю оставался только «Сиэтл», служивший плавучим штабом и казармой для его клерков до Второй мировой войны, когда некогда самый мощный броненосный крейсер США окончательно «разжаловали» до плавучего склада. Всё же бывший «Вашингтон» пережил и эту войну, пойдя на слом вместе с куда более молодыми и сильными кораблями только в 1946 году после 40-летней службы.

К представителям последнего поколения броненосных крейсеров относится и построенный в Англии русский броненосный крейсер «Рюрик», о котором рассказывалось ранее. По вооружению он, пожалуй, выглядел даже несколько предпочтительнее «американцев»: при тех же четырех 10-дюймовках наш корабль мог добавить огонь такого же числа 8-дюймовых орудий на борт, по сравнению с куда менее мощными шестью 6-дюймовками.

Все эти корабли имели водоизмещение не менее 14 тысяч тонн. Инженерам казалось, что в меньшие размеры невозможно вместить столь же мощное вооружение плюс адекватную защиту. Опровергнуть данный постулат взялись итальянцы, достигшие больших успехов в проектировании быстроходных боевых судов. Руководству флота в 1904 году удалось «пробить» постройку пары броненосных крейсеров при том условии, что они будут весить не более 10 ООО т. Конструктор Джузеппе Орландо подошел к делу просто, взяв за основу чертежи броненосцев типа «Рома» и уменьшив свой корабль до требуемых размеров. Конечно, пришлось поступиться калибром артиллерии. Место 12-дюймовок заняли 10-дюймовые орудия, но в удвоенном количестве - по 2 в носовой и кормовой башнях. Восьмидюймовки пришлось заменить на 190-миллиметровки, причем из-за несколько меньшей длины корпуса дополнительной жертвой стала одна из трех башен по каждому борту. В итоге «Пиза» и «Амальфи» оказались «самыми маленькими среди самых сильных»: при водоизмещении в 9850 т они выпускали столько же металла, сколько и их прототипы и «старшие товарищи» - «ромы». Очень солидно выглядела защита борта, достигавшая в середине корпуса 200 мм. Вполне прилично прикрывались башни и боевая рубка. Не подкачала и скорость, превысившая на испытаниях 23 узла - больше, чем у «Теннесси» и «Рюрика», при равенстве с «Дифенсом» и французами.

Строился на верфи ВМФ в Киле. Водоизмещение - 15 590 т, максимальная длина - 161,7 м, ширина - 24,5 м, осадка - 8,2 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения - 34 000 л.с., скорость - 24,5 уз. Бронирование: пояс 180 - 60 мм, палуба 40 - 50 мм (скосы 50 мм), башни 180 мм, батарея 140 мм, рубка 250 мм. Вооружение: двенадцать 210/45-мм, восемь 150/45-мм и шестнадцать 88/45-мм орудий, четыре 450-мм торпедных аппарата. Погиб в бою у Доггер-банки 24 января 1915 г.

119. Броненосный крейсер «Минотавр» (Англия, 1908 г.)

Строился на верфи ВМФ в Девонпорте. Водоизмещение - 14 600 т, максимальная длина - 158,19 м, ширина - 22,71 м, осадка - 7,92 м. Мощность двух альной паросиловой установки тройного расширения - 27 000 л.с., скорость - 23 узла. Вооружение: четыре 234/50-мм и десять. 190/50-мм орудий, шестнадцать 76/45-мм скорострельных пушек, пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 152 - 76 мм, палуба 19 - 37 мм (на скосах 19 мм), башни 203 - 114 мм, подачи 178 - 76 мм, боевая рубка 254 мм. В 1908 - 1909 гг. построено три единицы: «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон». «Дифенс» погиб в Ютландском бою в мае 1916 г., два других исключены из списков и сданы на слом в 1920 - 1922 гг.

120.Броненосный крейсер «Сан Марко» (Италия, 1911 г.)

Строился на верфи ВМФ в Кастелламаре. Водоизмещение - 10 970 т, максимальная длина - 140,80 м, ширина - 21,0 м, осадка - 7,71 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки - 23 000 л.с., проектная скорость - 23 узла. Вооружение: четыре 254/45-мм и восемь 190/45-мм орудий, восемнадцать 76-мм скорострельных, два 47-мм салютных, три 450-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 200 - 75 мм, палуба 50 мм, башни 254-мм орудий 200 мм, башни 190-мм орудий 160 мм, боевая рубка 254 мм. Всего в 1910 - 1911 гг. построено две единицы: «Сан Джорджо» и «Сан Марко». Оба исключены из списков флота в 1947 г.

Несмотря на все конструкторские успехи, кое-какую цену за экономию веса пришлось заплатить. Итальянские крейсера имели довольно низкий корпус и при значительном волнении, которое нередко имело место даже в спокойном Средиземном море, прилично заливались водой. Исправить положение взялся известный кораблестроитель Эдуардо Масдеа, создавший немало очень неплохих кораблей для итальянского флота. На следующей паре, «Сан Джорджо» и «Сан Марко», он ввел полубак, предотвращающий заливание на волне, что обошлось в лишних 600 тонн. Изменилось и общее расположение: вместо трех труб «Пизы», делавших ее похожей на «исходную» «Рому», на «святой паре» появились четыре, в группах по две, как на первом итальянском дредноуте «Данте Алигьери». Вооружение осталось прежним; увеличилось только число 76-миллиметровок, которых стало 18 вместо 16), а бронирование, при той же толщине отдельных элементов, удалось расположить более удачно: вся средняя часть корпуса представляла собой солидный броневой редут. Если «Сан Джорджо» удалось обеспечить отечественными плитами производства завода Терни, то для «Марко» пришлось заказывать их в США - мощности отечественных заводов не хватало для обоих кораблей, строившихся практически одновременно.

«Сан Марко» отличался от «систершипов» и «полусистершипов» еще и тем, что на нем установили паровые турбины мощностью 23 000 л.с. (вместо паровых машин тройного расширения в 20 000 л.с. на остальных единицах). Это новшество пошло ему на пользу: крейсер показал на испытаниях 23,75 узла, больше любого из остальных, несмотря на то, что оказался самым «тяжелым» - водоизмещение практически достигло 11 тысяч тонн. Массу корабля уменьшили, укоротив внушительные трубы на несколько метров, поскольку выяснилось, что тяга и так достаточна для того, чтобы 14 котлов Бэбкока-Уилкокса со смешанным угольно-нефтяным отоплением обеспечивали достаточное количество пара для турбин.

«Великолепная четверка» (точнее, обе пары, действительно прекрасные по своим характеристикам) вступила в строй в 1909 - 1910 годах, а в ходе Первой мировой войны претерпела первые существенные модернизации. На берег сдали часть мало полезных 76-миллиметровок, но одновременно орудия этого же калибра снова появились на борту, но уже в качестве зениток, причем в солидном для того времени количестве - по шесть на корабль. Все броненосные крейсера получили переднюю мачту, что придало им более традиционный облик по сравнению с исходным, когда их украшала только здоровенная грот-мачта, делавшая весь силуэт каким-то неуравновешенным и странным.

Как и для их собратьев по классу из других стран, война сложилась для «итальянцев» неудачно. Никаких ярких походов и подвигов, но зато обязательные жертвы. Вскоре после вступления Италии в войну в июле 1915 года «Амальфи» торпедировала подводная лодка. Формально U-26 принадлежала бывшему союзнику, Австро-Венгрии, но фактически австрийским являлся только номер: на субмарине находился полностью германский экипаж. Оставшуюся в одиночестве «Пизу» в 1921 году переклассифицировали в корабль береговой обороны, затем - в учебное судно, и в этой роли она благополучно просуществовала до 1937 года.

Более интересная судьба ожидала пару «святых». Они до начала 1930-х годов, оставались (по крайней мере формально) в первой линии флота. Затем «Марко» переоборудовали в радиоуправляемый корабль-мишень, уменьшив мощность механической установки практически вдвое. Тем не менее с новыми нефтяными котлами и без тяжелых башен бывший крейсер довольно лихо ходил 18 узлами. В 1943 году, после капитуляции Италии, его захватили немцы, но использовать не смогли и, потопленный авиабомбами союзников, он пошел на слом после окончания войны.

«Сан Джорджо» оставался бойцом до самого конца. В 1938 году его значительно модернизировали, установив приличную для того времени зенитную, батарею из восьми 100-мм, шести 37-мм, двенадцати 20-мм и четырех 13-мм автоматов. (Впоследствии число стволов противовоздушной обороны возросло до 36.) Получилась своего рода плавучая артиллерийская батарея, способная постоять за себя (и защищаемый объект) и против морского, и против воздушного противника. Именно так «Сан Джорджо» и использовали. Броненосный крейсер-батарея защищал крепость Тобрук в Ливии. Там он и нашел свой конец в январе 1941 года, подорванный командой, чтобы не попасть в руки наступающих англичан. Однако история ветерана на этом не закончилась. Затопленный на мелководье «Джорджо» подняли в 1952 году и отвели в открытое море, где торжественно отправили на дно, сочтя, что славный боевой путь должен иметь почетное завершение.

Несмотря на то, что последние представители класса броненосных крейсеров строились в разных странах и в соответствии с различными идеями, в итоге они имели на удивление похожие технические характеристики. Скорость 22 - 23 узла (с минимальными отклонениями) и 8 - 9 стреляющих на борт орудий одного или двух «главных» калибров - 190 - 254 мм. Защита борта также являлась примерно эквивалентной и состояла из 5 - 6-дюймового пояса. Правда, к нему имелось «скрытое дополнение» в виде скосов броневой палубы, толщина которых колебалась весьма значительно: от эфемерных 19 мм у английских кораблей до более чем внушительных 102 мм у американских «полубронепалубников». В целом все они представляли собой очень мощные боевые единицы, заметно превосходящие своих предшественников, в особенности в части артиллерии.

Считается, что максимальную эффективность крупный боевой корабль приобретает спустя три-четыре года после вступления в строй, и еще пять-восемь лет является вполне современной единицей первой линии. По этим критериям все броненосные крейсера последнего поколения вступили в Первую мировую войну именно в таком качестве. Но технический прогресс в военно-морском деле в начале XX века оказался настолько быстрым, что эти отличные корабли, на которые были затрачены немалые средства и усилия конструкторов, остались невостребованными. Причина этого кроется прежде всего в просчетах руководства флотов воюющих держав. Насколько полезнее стал бы тот же «Дифенс», оказавшись в отряде адмирала Крэдока в бою у Коронеля, как это и предусматривалось первоначальным планом. Или напротив, сколь существенные проблемы мог создать англичанам быстроходный и мощный «Блюхер», находясь в эскадре Шпее или в индивидуальном крейсерстве. Или он же - нашим кораблям на Балтике. Однако командование предпочитало держать все еще новые, но уже не отвечавшие требованиям первой линии корабли при главных силах. Где они и гибли без славы и большой пользы.

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.



error: Контент защищен !!