VI. Умственное воспитание детей на основе внеклассной работы (классные часы, викторины, конкурсы, олимпиады)

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книга; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Класс: учащиеся 5 класса

Место проведения: кабинет

Подготовительная работа.

1. Работа с детьми.

Разбить класс на капитанов. Каждый капитан должен выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления кораблей.

Примерные слоганы для девиза:

«Ученье - свет, а неученье - тьма!»

«Грамоте учиться - в жизни пригодится!»

«Науки и знания - наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Хочу все знать!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2. Реквизит.

А) За день-два до классного часа изготовить 55 маленьких «монет» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

«1 ум» - 9 штук

«2 ума» - 12 штук

«3 ума» - 3 штуки

«4 ума» - 3 штуки

«5 умов» - 3 штуки

Эти монеты ведущий будет вручать капитанам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа «монеты» нужно сложить столбиками на столе учителя.

Б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина страны Знаний.

В) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по два слова с перепутанными буквами:

1.НАРОВО ЛЯДЕТ

2.АРОСОК АЛГАК

3.ЦЕРВОСК ТАИС

3. Оформление класса.

Записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина Чисел», «Вершина Рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятёрочка», «Остров Сокровищ».

План классного часа:

1.Вступительное слово.

2.Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

З.«Остров сокровищ» - подсчет результатов

3.Подведение итогов.

1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах - так называется валюта Страны Знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника и станет гражданином страны Знаний.

В путешествие мы отправляемся на воздушных шарах, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый капитан должен был выбрать девиз, связанный с темой ума, знаний, учёбы, учения.

Итак, знакомьтесь: в/ш №1 «Восток», капитан (имя, фамилия), в/ш №2 «Союз», капитан (имя, фамилия), в/ш №3 «Салют», капитан (имя, фамилия).

Во время представления кораблей капитаны встают и громко произносят свой девиз.

Классный руководитель. Капитаны готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города страны Знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Капитаны по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если капитан не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку капитан.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос капитан корабля получает монету достоинством в 1 ум. На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы:

(задает вопросы капитанам по очереди (по два вопроса каждому капитану). За правильные ответы ведущий вручает капитанам монеты.)

Вопросы для разминки:

1.Пассажир без билета (заяц)

2.Ее отчество Патрикеевна (лиса)

3.Друг человека (собака)

4.Он всегда в лес смотрит (волк)

5.«А Васька слушает да ест» (кот)

6.Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)

Классный руководитель. С лесных тропинок мы направляемся прямо в Долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, цена вопроса - 1 ум. Задача понятна? Поехали!

(задаёт по одному вопросу каждому капитану)

1.Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)

2.Сколько чудес света? (Семь)

3.Сколько цветов на флаге России? (три)

(задаёт по два вопроса каждому капитану.)

1.Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)

2.Назовите самое глубокое озеро на Земле (Байкал)

3.Назовите самый большой океан? (Тихий)

4.Назовите самый большой по площади материк на Земле (Евразия)

5.Назовите самое большое морское животное (Кит)

6.Назовите самый сухой материк (Австралия)

Классный руководитель. Ну, что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались, Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А капитан получит в кошелек монетку в 2 ума. На выполнение этого задания каждому капитану дается 1 минута.

(раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по два на каждого капитана)

1.НАРОВО (ворона)

ЛЯДЕТ (дятел)

2.АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЦЕРВОСК (скворец)

ТАИС (аист)

Классный руководитель. Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

(называет капитанов, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Вручает монеты за выполнение задания.)

Классный руководитель. Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы и бедные пернатые радостно полетели в свои гнёзда!

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню «Узелки». Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. У Вас на столах лежат карточки. Вы должны связать эти слова. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в «3 ума». Время обдумывания - 1 минута. Время пошло.

Пословицы:

1. "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

2."Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

3.«Любишь кататься, люби и саночки возить»

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались… на перекрестоке трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в «4 ума», а выберешь неправильный, останешься с носом.

Интеллектуальная игра

«Счастливый случай»

Ведущий. Начинаем игру, которая называется «Счастливый случай». В игре принимает участие 18 игроков. Сейчас проведём жеребьёвку. Каждый участник достаёт из мешочка фишку. Какого цвета она окажется, за такой стол садится участник: красный, синий или жёлтый.

Проводится жеребьёвка.

Гейм 1 «Вопрос-ответ» .

Область вопросов участники определяют, вытаскивая карточки определённого цвета (зелёная, красная, синяя, жёлтая).

За правильный ответ команда получает 1 балл. Если 3 раза подряд выпадает один и тот же цвет, то за правильный ответ на вопрос не 1, а 3 балла. Это и есть «счастливый случай».

«Общие знания» (жёлтая карточка)

    Что без ног идёт? (Дождь, время)

    Что без воды плавает? (Облака)

    Какое белорусское имя растёт во ржи? (Василёк)

    Стучит, гремит, а нигде его не видно. (Гром)

    Предварительный набросок к картине, рисунку. (Эскиз)

    Чему равна дюжина? (12, чёртова дюжина – 13)

    Что такое отель? (Гостиница)

    Что общего у петуха и у всадника? (Шпоры)

«Человек» (красная карточка)

    Зачем человеку сон? (Во сне человек отдыхает, восстанавливает силы)

    Что такое самоуважение? (Уважение человека к самому себе)

    Почему мышцы человека так назвали? (От латинского слова «мускулюс», что означает «мышь», они бегают под кожей, как мышки)

    У кого больше шейных позвонков: у человека или жирафа? (Одинаково,7)

    О ком говорят, что «у него голова на плечах»? (Об умном человеке)

    О ком можно сказать, что «он коту по пятку, а воробью по колено»? (Об очень низком человеке)

    О ком говорят, что «он за словом в карман не лезет»? (О человеке, находчивом в беседе, немолчаливом)

    Назовите самарских писателей и поэтов.

«Природа» (зелёная карточка)

    Для чего бобры валят деревья? (Чтобы делать запруды, строить домики)

    На каком материке нет рек? (В Антарктиде)

    Все ли зайцы зимою белые? (Нет, белеют беляки, а русаки остаются серыми)

    Место, где река берёт своё начало. (Исток)

    Какая птица является символом мира? (Голубь, символ придумал П.Пикассо)

    Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, Клёна, Осины)

    Назовите осенние цветы. (Астры, хризантемы, георгины)

    Для чего опытные садоводы приносят в огород жаб? (Они уничтожают вредных насекомых)

«Сказки» (синяя карточка)

    Что искали в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)

    Что потеряла Золушка? (Туфельку)

    Какие рыбы исполняют желания в сказках? (Щука, золотая рыбка)

    Кто украл солнце в сказку К.И.Чуковского «Краденое солнце»? (Крокодил)

    В сказке какого писателя горошина играет очень важную роль? (Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»)

    Назовите героев сказки «Пшеничный колосок». (Гусак Шипун, индюк Болботун, курочка)

    Назовите друзей незнайки. (Знайка, Кнопочка, Пончик, Винтик, Шпунтик)

    Назовите писателей-сказочников.(Гримм, Андерсен, Перро, Гауфт)

Музыкальная пауза (Песня в исполнении ученицы)

Необходимо ответить на большее количество вопросов за 1 минуту. За каждый правильный ответ 1 балл.

    Где находится головной мозг? (В черепе)

    Первая учебная книга школьника. (Букварь)

    Птенцы какой птицы не знают своей мамы? (Кукушки)

    Девочка, которая попала в Зазеркалье. (Алиса)

    Часть слова перед корнем. (Приставка)

    Орган зрения. (Глаз)

    Дитёныш коровы. (Телёнок)

    Большая, высокая копна сена. (Стог)

    Человек, который учит детей в школе. (Учитель)

    Насекомые, дающие человеку мёд. (Пчёлы)

    Корова, которую купил кот Матроскин. (Мурка)

    Обозначение звука на письме. (Буква)

    Высохший хлеб. (Сухарь)

    Не врач, а деревья лечит. (Дятел)

    Сумма сторон прямоугольника. (Периметр)

    Что видит человек, когда спит? (Сон)

    Отец твоего отца, а тебе? (Дед)

    Трусливый, как … (заяц)

    Ядовитый гриб с красной шляпкой. (Мухомор)

    Кто на себе дом возит? (Улитка)

    Ступеньки, которые двигаются. (Эскалатор)

    Название телепередачи о животных. («В мире животных»)

    Последний день недели. (Воскресенье)

    Помещение, где стоят машины. (Гараж)

    Друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

    Откуда появился Старик Хоттабыч? (Из бутылки)

    Какие буквы звука не обозначают? (Ъ и ь)

    Где находится спинной мозг? (В позвоночнике)

    Самый большой зверь Беловежской пущи. (Зубр)

    Часть слова после корня. (Суффикс или окончание)

    Хитрая, как … (лиса)

    Что посеешь, то и … (пожнёшь).

    Есть ли воздух в почве? (Да)

    Какое животное при опасности отбрасывает хвост? (Ящерица)

    Нос птицы. (Клюв)

    Доктор, который лечит животных. (Айболит)

    Железная дорога под землёй. (Метро)

    Столица России. (Москва)

    Мама твоей мамы, а тебе … (бабушка)

    Домик для пчёл. (Улей)

    Груши, яблоки, сливы - это…(фрукты)

    Грибы жёлтого цвета. (Лисички)

    Что разбила мышка в сказке? (Яичко)

    Знак сложения. (Плюс)

    Сумка школьника. (Портфель, ранец)

    Что носят близорукие люди? (Очки)

    Сколько органов чувств? (Пять)

    В стихотворении есть …(рифма и ритм)

    Если бабушка с дедушкой не работают, то они получают … (пенсию).

    Папа Буратино. (Карло)

    Переносчица сонной болезни. (Муха Цеце)

    Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

    Знак вычитания. (Минус)

    Предмет, на котором сидят. (Стул)

    Первый день недели. (Понедельник)

    Сильный как … (медведь).

    Дружбу за деньги … (не купишь).

    Грибы, растущие под берёзой. (Подберёзовики)

    Владелица избушки на курьих ножках. (Баба Яга)

    Рабочий стол ученика. (Парта)

    Деньги, которые получают студенты. (Стипендия)

    Дерево, которое плачет. (Ива)

    Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)

    Картофель, свекла, морковь – это … (овощи)

    Дитёныш лошади. (Жеребёнок)

    Первый месяц года. (Январь)

    Геометрическая фигура, у которой 3 угла. (Треугольник)

    Конь – шахматная … (фигура).

    Комната для занятий в школе. (Класс)

    Сколько см в 1 дм? (10)

    Сумчатое животное. (Кенгуру)

    Врач для животных. (Ветеринар)

    Починка автомобиля. (Ремонт)

    То же, что и страна, республика. (Государство)

    Изделие из теста с начинкой. (Пирог)

    На нём играют в футбол. (Стадион)

    Макака, шимпанзе, горилла – это … (обезьяны).

    На ней пекут блины. (Сковорода)

    Театральное представление. (Спектакль)

    Искусственный водоём для плаванья. (Бассейн)

    Струя воды, выбрасываемая вверх под напором. (Фонтан)

    Сосуд для супа. (Кастрюля, тарелка)

    Собирание грибов – это тихая … (охота).

    Все воды земли. (Океан)

    Вскипевшая вода. (Кипяток)

    Застёжка в виде твёрдого кружка. (Пуговица)

Игра со зрителями.

За правильные ответы зрители получают очки, которые затем они могут отдать той команде, за которую они болеют.

    Трава от 99 болезней. (Зверобой)

    Кто может пить ногой? (Лягушка)

    Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

    Пингвин – птица или нет? (Птица)

    Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа)

    Разноцветные грибы. (Сыроежки)

    Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)

    Какая птица выше всех летает? (Орёл)

    Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

    Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)

    Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

    Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

    Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

    Самая высокая трава. (Бамбук)

    Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)

    Название какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

    Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (Заяц)

    Кровожадный хищник наших лесов. (Волк)

    Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

    Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождевой)

    Какая птица в мире самая большая? (Страус)

    Когда ёж не колется? (Когда только родится)

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

    Чьи листья опадают осенью зелёными? (Ольхи)

    Где у кузнечика ухо? (На ноге)

    Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

    Сколько ног у паука? (8)

    Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)

    Животное лесов, похожее на кошку. (Рысь)

Гейм 3 «Ты мне, я – тебе».

Каждая команда задаёт вопрос другой команде.

Гейм 4 «Тёмная лошадка».

Даётся описание приглашённого на игру гостя. Команды должны угадать, кто это такой. Затем гость задаёт вопросы каждой команде.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

интеллектуального воспитания

учащихся 5 «г» класса на 2013 - 2014 учебный год.

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей гимназии, и поддержаны всеми учителями.

Большая роль в нашей программе отводится внеурочной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность ученика в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.

Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса.

Программа интеллектуального воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем интеллектуального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы и игры и т.п.

Введение

Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности ученика (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеурочных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга ученика, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеурочная познавательная деятельность строится с учётом интересов ученика, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать учеников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.

1. Общие положения

Интеллектуальное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашей гимназии и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность гимназии.

Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, и план мероприятий для осуществления работы интеллектуального воспитания учеников класса гимназии на 2013-2014 годы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:

1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы ученика и учителя.

2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.

3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип свободы выбора учениками предметных и творческих кружков, спортивных секций.

5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

2. Цель и задачи интеллектуального воспитания учеников 5 «г» класса.

Цели и задачи Программы

Цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков ученика во время занятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Создать целенаправленную систему отбора одарённых учеников;

Создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития учеников класса;

Стимулировать творческую деятельность учеников класса;

Создать условия одарённым ученикам для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;

Создать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся.

Всесторонне поощрять инициативу учеников, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.

Организовать и провести работу по выявлению и развитию познавательных интересов.

Определить индивидуальные качества и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, четверть, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх.Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.

3.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


Интеллектуальные игры для 9 класса

Классный час 9 класс

Интеллектуальная игра «Сила разума» в 9 классе

Игра проходит по типу аукциона, любой участник может отвечать за команду, очки идут в общий «командный котел». Сильных учеников лучше вывеси из игры, сформировав из них судейский совет. Это позволит слабым детям проявить большую активность. В ходе игры нужно поощрять нестандартные, оригинальные ответы, обращая внимание детей на то, что отступление от шаблонов - это признак самостоятельного, гибкого ума.

Цели : расширить представление детей об интеллектуальных способностях; формировать положительное отношение к умственному труду, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция; побуждать детей к самообразованию, самовоспитанию; развивать навыки групповой работы.

Форма проведения : интеллектуальная игра.

План классного часа

I. Мотивационная беседа.

II. Интеллектуальная игра «Сила ума».

1. Смесь бульдога с носорогом (Составь предложение).

2. До чего они похожи! (Найди общее).

3. Чужие здесь не ходят (Убери лишнее).

4. Совсем наоборот (Найди противоположное).

5. Всюду пригодится! (Найди применение).

6. Смотри в корень (Выдели самое существенное).

7. Что в лоб, что по лбу (Скажи другими словами).

8. В огороде бузина, а в Киеве дядька (Построй логическую цепочку).

9. Потому, что кончается на «у» (Найди причины).

10. Как вас теперь называть? (Придумай заглавие).

III. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Мотивационная беседа

Классный руководитель. Один мудрец как-то заметил, что никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Вы согласны с этим утверждением? (Высказывания детей.)

Кто из вас доволен своим умом? А у кого память хромает? (Ответы детей.)

Специалисты утверждают, что человек использует всего 3-5% возможностей своего мозга. А 95% бездействует! А еще почему-то

считается, что ум достается каждому от рождения: одному больше, другому меньше. Но это не так: в результате экспериментов психологи доказали, что наш ум в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Сегодня мы и будем это делать.

II. Интеллектуальная игра «Сила ума»

Классный руководитель. Начинаем интеллектуальную игру «Сила ума». В этой игре участвуют 2 команды. «Полет мысли» и «Железная логика». Игра организована по типу аукциона, в ходе ее будет разыграно 11 заданий. Каждое задание оценивается в 1 балл. Его получит команда, давшая последний ответ. Кроме того, оригинальный, творческий ответ награждается дополнительным баллом. Времени на обдумывание не дается. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Судить игру будет очень строгое жюри [имена, фамилии).

(Судьи занимают место у доски. Задания читает классный руководитель.)

Смесь бульдога с носорогом

Итак, разыгрывается первое задание. Мы его назвали «Смесь бульдога с носорогом». Даны три слова: «озеро», «карандаш» и «медведь». Составьте предложение, в состав которого входили бы эти слова. [Дети в обеих командах поднимают руки, по очереди отвечают.)

Задание выполнено, победа досталась команде [название).

До чего они похожи!

Разыгрывается второе задание. Мы его назвали «До чего они похожи!»

Даны два слова: «кастрюля» и «лодка». Нужно найти как можно больше общих признаков у этих предметов.

Чужие здесь не ходят

Третье задание «Чужие здесь не ходят»! Даны три слова: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы (можно объединять любые - по любым признакам), а одно слово, «лишнее», в котором этого признака нет, исключить. Конечно, нужно и объяснять свой выбор. Например, помидор и солнце - круглые, значит, собака - лишняя. Ваши варианты...

Одно и то же

Четвертое задание называется «Одно и то же». Я называю предмет: «вертолет». Нужно найти как можно больше предметов с такими же признаками. И обязательно объяснить ответ.

Примечание. Если задание вызывает у детей затруднение, учитель может отвечать первым: бабочка - летает, автобус - транспорт и т. п.

«Совсем наоборот» (Найди противоположное)

«Совсем наоборот» - так называется пятое задание. Я называю слово «дом». Найдите как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. Постарайтесь найти различные признаки предмета (размер, материал, назначение, принадлежность, тогда будет легче подобрать предмет с противоположным признаком. И, конечно же, не забывайте объяснять свои ответы.

Всюду пригодится!

Шестое задание - «Во все бочки затычка». Я называю предмет - «книга». Надо перечислить как можно больше способов его применения. Конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения.

Смотри в корень

Дано слово - «спорт». Надо назвать как можно больше предметов, которые являются самыми существенными для этого понятия. {Спортсмен, тренировка, соревнование, олимпиада и т. п.)

Что в лоб, что по лбу

Дана фраза: «Весной в душе рождается надежда». Представьте себе, что все слова этой фразы внезапно исчезли из языка. Как передать смысл другими словами? Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.

В огороде бузина, а в Киеве дядька

Есть два события: белка, сидя на дереве, упустила орех, и директор школы получил выговор. Надо установить между ними связь, т. е. сочинить ряд естественных переходов от первого события ко второму. (Например: «Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом, из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места».)

Потому, что кончается на «у»

Представьте себе такую ситуацию: вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута. Надо как можно быстрее назвать причины этого факта, возможные его объяснения.

Как вас теперь называть?

Послушайте небольшой рассказ. «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят у экранов телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился». Придумайте название для этого рассказа.

Наша игра подошла к концу. В какой команде собрались самые сильные умы?

(Судьи подводят итоги, объявляют результаты.) Поздравляем победителей!

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Игровые задания, которые вы сегодня выполняли, - это не пустая забава, а специальные упражнения для развития вашего мышления, для повышения его скорости и глубины. Наука утверждает, что можно учиться мыслить, играя. И у вас сегодня это получилось. Следовательно, и ума прибавилось.

До сих пор одной из приоритетных форм внеклассной воспитательной работы в школе с 1 по 11 класс, выбираемой педагогами и учениками, остается классный час. Это мероприятие, имеющее различные формы и технологии в зависимости от возраста, особенностей учащихся, опыта педагога, а также школьных условий, способствующих самовоспитанию и самореализации детей.

При этом необходимо помнить, что классный час - это не урок , а свободное творческое общение педагога и его воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

Чтобы определить тематику классных часов , необходимо выделить круг интересующих тем и вопросов из пожеланий учащихся, а затем уже составлять воспитательную программу на учебный год.

Для этого обучающимся, например, в виде анкеты можно предложить несколько тематических направлений, чтобы каждый ученик сделал свой выбор или предложил что-то свое. Очень важно, чтобы в классе был доверительный психологический микроклимат, где дети не боятся высказывать свое мнение или остаться вовсе непонятыми. При таком подходе, классному руководителю удастся узнать больше о проблемах, которые интересуют детей, а не навязывать свою точку зрения.

Естественно, что в начальной школе, учителю придется подталкивать ребят к формулированию своей точки зрения и обозначению круга проблем, но уже к 5 классу дети будут говорить свободно о том, что их волнует и интересует.

При умело поставленной организации воспитательной работы в школе старшеклассники сами будут не только выбирать актуальные темы классных часов, но и готовиться к ним, поднимая вопросы, из которых, по их мнению, они «не выросли».

После этого, можно смело планировать классные часы на весь учебный год, согласно выбранным тематическим направлениям воспитательной работы. Они могут быть такими:

1. Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников .

Данные классные часы разрабатываются с целью развития умственных способностей обучающихся и повышения интереса к получению новых знаний и образования в целом.

Историческая эстафета

Своя игра по окружающему миру

Брейн-ринг по физике

Интеллектуальная игра: «О, математики!»

Экономическая игра «Морской бой»

Деловая игра: Проценты

Путешествие в страну Информатики

2. Классные часы по трудовому и семейному воспитанию .

Их цель: вовлечение учащихся в различные виды труда и передача опыта, а также осуществление начальной профориентации. Семейное воспитание направлено на укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Примерные темы классных часов:

Путешествие в город мастеров

Мир профессий и твое место в нем

Деловая игра: Мы лучшие в своей профессии

3. Классные часы по формированию здорового образа жизни

Они нацелены на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Примерные темы:

Здоровье свое сбережём с малых лет - оно нас избавит от болей и бед

Способы борьбы со стрессом

Хлеб да каша - пища наша

Как Иван был пожарным

Великая тайна господина Витамина

Уважая правила движенья, к Гене мы идем на день рожденья!

4. Классные часы о нравственном воспитании

Целью данных мероприятий является формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, гуманного отношения к окружающим и культуры общения, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, потребности в труде, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Например, такие темы:

Ты и твои друзья

Жизнь дана на добрые дела

Все люди разные, а права у всех одинаковые

Мы в мире вещей

Поведение в театре

Обида. Взаимоотношения с окружающими

5. Классные часы военно-патриотического и правового воспитания

Здесь основной целью является формирование и развитие патриотической личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Примерные темы классных часов:

Урок толерантности с писательницей Ордем Гали

И шли на фронт сибиряки

Дети войны

Легко любить все человечество, соседа любить сумей

Подвигу народа жить в веках

Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается

6. Праздничные классные часы

Это самый популярный вид классных часов в школах. Подготовка к праздникам начинается еще задолго до торжественного дня, и как правило, классные руководители, стараются рассказать об истории возникновения праздника в занимательной форме - конкурсы, КВН, викторины, вечера и т.д. Одним словом, учи и воспитывай, играя!

7. Классные часы по экологическому воспитанию

Это направление становится приоритетным в воспитательной работе школы . Сегодня очень важно воспитание экологически-культурной личности, формирования в ней экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.

Примеры тем для классных часов:

Экологический КВН

Путешествие в страну экологии

Новогодняя экологическая сказка

Экозанятие: национальная экологическая безопасность

Экологическая сказка: Лес полный чудес!

Земля - наш дом родной!

Игра по экологии: Про зеленые леса, и лесные чудеса!

Подробнее о формах внеклассной работы по экологии можно прочитать

Далеко не секрет, что у классных руководителей не хватает времени на составление и разработку всех школьных мероприятий, поэтому приходится прибегать к поиску информации в сети Интернет.

Надеемся, что наша коллекция классных часов, ориентированная на все возрастные группы детей поможет вам достойно подготовиться к предстоящему мероприятию:

Помните о том, что интересно составленный классный час не только порадует учащихся, пополнит вашу методическую копилку, но и позволит получить от Конспект.ру



error: Контент защищен !!