Как новосибирск встречал знаменитых летчиц. Пике и взлёты Гризодубовой На волоске судьба твоя…

Тайна перелета на Дальний Восток самолета «Родина»

2 ноября 1938 года звания Героя Советского Союза впервые в Советском Союзе были удостоены женщины: экипаж самолета «Родина», одолевшего за 26 часов 29 минут 6450 километров - расстояние от Москвы до Дальнего Востока. За установление нового женского мирового рекорда дальности полета высшую степень отличия СССР [и к ней - по 25 тысяч рублей] получили харьковчанка Валентина Гризодубова [командир корабля], москвичка Марина Раскова [штурман] и запорожанка Полина Осипенко, исполнявшая в экипаже обязанности второго пилота.

“Раскрыв объятья, ждет страна любимых дочерей!” - узнав о полете, который стал главным событием в жизни и Гризодубовой, и Расковой, и Осипенко, воскликнул со страниц газеты «Правда» будущий автор «Василия Теркина» поэт Александр Твардовский. А «любимые дочери» к моменту выхода газеты из печати… исчезли. На долгих девять дней. А потом еще на тридцать лет упрятана была в дальневосточной тайге тайна перелета «Родины». Вернее, тайна ее поисков.

Даешь стране рекорд!

Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м. Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

Пожалуй, Валентина Степановна не могла не связать свою жизнь с авиацией - родилась-то она в семье харьковского авиаконструктора! И, несмотря на то, что после окончания школы поступила в технологический институт, а одновременно [отучившись, параллельно с учебой в школе, в музыкальном училище по классу рояля] была принята в консерваторию, 4 ноября 1928 года она, по ходатайству Серго Орджоникидзе, зачисляется в первый набор Харьковского аэроклуба. Окончив его и оставив институт, поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу, а затем - в школу летчиков-инструкторов в Пензе. Завершив обучение в школе, получает направление на Тушинский аэродром, на должность инструктора. Из Москвы же, только с другого аэродрома, Щелковского, в 8 часов 12 минут 24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова уведет специально переоборудованный для рекордного перелета дальний бомбардировщик ДБ-2 [АНТ-37] «Родина» в сторону Тихого океана - на Дальний Восток. Туда, куда недавно, в конце июня, совершили беспосадочный перелет на ДБ-3 [ЦКБ-30] «Москва» летчики-мужчины - Владимир Коккинаки и Александр Бряндинский [за проявленные при этом мужество и героизм оба стали Героями Советского Союза].

Опытным пилотом к моменту назначения в экипаж «Родины» была и бывшая бердянская птичница Полина Дудник [девичья фамилия Полины], любовью к небесам которую заразил односельчанин и первый муж - военлет Степан Говяз. После окончания [в 1933 году] Качинской военной школы летчиков Полина служила в истребительной авиации, и весной 1937 года установила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. А чуть позже, возглавив экипаж гидросамолета МП-1, установила мировой рекорд дальности по замкнутой кривой. К тому моменту, кстати, Полина была уже свободна от брака [ее Степан сгинул в лагерях НКВД] и поэтому вышла замуж во второй раз - за своего сослуживца, старшего лейтенанта Александра Осипенко. Удачным для Полины стал и 1938 год: в июне на летающей лодке она устанавливает женский мировой рекорд полета по прямой, пролетев по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск.

“Даже самые тяжелые переживания легче переносятся, если рядом ты чувствуешь крепкое плечо товарища, локоть друга”, - напишет о летчице из Бердянского района Запорожской обалсти Валентина Гризодубова и добавит тут же: “В том, что рекорд французской летчицы был побит нами на полторы тысячи километров с лишним, есть большая доля заслуги Полины Осипенко - волевой летчицы и славного члена экипажа”.

Авиаштурман из музыкального техникума

“А Марина Раскова не была, что ли, товарищем и другом?” - задумался я, прочитав воспоминания Валентины Степановны. И не имелось разве ее заслуги в побитии рекорда француженки? А потом, разобравшись что к чему, понял: по законам того времени штурмана «Родины» запросто можно было под трибунал отдать - вместо представления к званию Героя Советского Союза.

Самый младший - по возрасту, член экипажа «Родины» Марина Раскова [в марте 1938-го ей исполнилось 26 лет] родилась в Москве, в семье музыканта. После семилетки поступила на химические спецкурсы. Одновременно училась в музыкальном техникуме [между прочим, ее первым учителем сольфеджио была одна из знаменитых сестер Гнесиных]. Но, отказавшись почему-то от музыкальной карьеры, в 1929 году Марина устроилась на работу на Бутырский анилиново-красочный завод лаборанткой. Вышла замуж за инженера заводской лаборатории. В 1930-м родила дочь Татьяну. С 1932-го она уже работает чертежницей в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1934-м экстерном сдает экзамены на звание штурмана в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота и зачисляется в академию Жуковского на должность инструктора-летнаба аэронавигационной лаборатории, а затем - преподавателя штурманского дела. В следующем году оканчивает школу пилотов при Центральном [Тушинском] аэроклубе. В РККА с 1938 года. Но была, однако, у Марины Михайловны и вторая жизнь.

Заглянув однажды на официальный сайт ФСБ России, я неожиданно для себя узнал, что в феврале 1937 года Марина Раскова становится… штатным сотрудником НКВД: консультантом, а затем уполномоченным особого отдела. В Рабоче-крестьянскую Красную Армию, таким образом, Марина Михайловна пришла в чине старшего лейтенанта Госбезопасности. Возможно, негласным сотрудничеством с органами объясняются и резкие изменения в биографии будущего штурмана «Родины» в начале тридцатых годов. Возможно, по рекомендации этих самых органов она и в экипаж Валентины Гризодубовой попала. Полагаю, Валентина Степановна знала [или догадывалась] об энкавэдэшной сущности своего штурмана, но, будучи человеком весьма деликатным, в воспоминаниях и словом ни разу не обмолвилась об этом. И никогда особо не заостряла внимание на просчетах Марины во время рекордного перелета. А они имелись!

Полет вслепую и вглухую

“Пилотировали свой крылатый корабль, - поделится впечатлениями от полета командир экипажа, - мы попеременно: то я, то Полина. 26 часов в воздухе практически без сна. Какой сон в кабине бомбардировщика, где все пространство занимают дополнительные баки и снаряжение и изматывает вибрация. Весь полет проходил за пологом туч. Случалось, что крылья самолета покрывались льдом. Тогда меняли эшелон. Над Уралом отказала радиосвязь. Вдобавок у Марины в астролюк вытянуло полетные карты и при отсутствии связи сориентироваться в пространстве было невозможно”.

Понимаете, что произошло? По вине штурмана, который в экипаже отвечал также за надежность радиосвязи, «Родина» оглохла и ослепла. И в итоге самолет вышел не на Хабаровск, как предполагалось при проработке маршрута, а в район Шантарских островов. Не понадобился перелетчицам и радиомаяк, установленный по личному указанию Сталина в северной оконечности Байкала - его сигналов никто не услышал. “Только над океаном, - бесстрастно отметит Валентина Гризодубова, - нам удалось визуально сориентироваться”. Последовал разворот почти на 180 градусов и, выслушав доклад штурмана о том, что запаса горючего хватит на три с половиной часа полета, командир принимает решение идти на Комсомольск. И вдруг зажигается лампочка на расходном баке. Это означало, что бензина осталось на тридцать минут. “Тогда я, - завершает рассказ Валентина Степановна, - присмотрела место для посадки в районе Амуро-Амгунского междуречья. Сели благополучно. Только законцовки винтов покорежили”. От себя к этому добавлю: «Родина» приземлилась в 10 часов 45 минут московского времени 25 сентября на болото в Хабаровском крае, в урочище Юкачи, - между поселками Дуки и Керби [после гибели - в мае 1939 года Полины Осипенко поселок Керби будет назван ее именем. Он и сегодня носит имя Полины].

И еще важная деталь: перед заходом на посадку командир приказала покинуть самолет Марине Расковой - кабина штурмана находилась в нижней передней части фюзеляжа, при вынужденной посадке она могла получить повреждения. Марина выпрыгнула с парашютом с высоты 2300 метров, прихватив с собой лишь охотничий нож, револьвер, коробку арктических спичек и две плитки шоколада. Мешок с продуктами брать не стала: побоялась, что при приземлении на болото он ее утянет в глубину. Как будто бы нельзя было мешок этот, при подлете к земле, просто-напросто сбросить. И потом не голодать, питаясь рябиной и бесконечно растягивая шоколад...

В ночь на 5 октября, когда шли десятые сутки хождения Марины Расковой по тайге, ей приснился странный сон: подходит к ней будто бы сам товарищ Сталин и говорит: “Где-то здесь стоит моя автомашина. Помогите мне найти ее”. Ищут вместе и… не находят. А Сталин шутит: “Вот так штурман, не может найти машину в тайге. Какой же вы штурман?” Проснулась Марина от выстрелов и поняла, что до самолета осталось немного. И действительно: днем она таки вышла к «Родине».

Пролетевшие сквозь ночь

Поиски пропавшего самолета начались сразу по истечении расчетного времени полета. Мобилизовали все силы, какие только можно было. В поисках задействовали около пятидесяти самолетов, десятки пеших отрядов. Искали «Родину» от Читы до Сахалина, а обнаружил ее 3 октября в 13.30 по местному времени пилот гидросамолета Михаил Сахаров в 14-ти километрах северо-восточнее поселка Дуки. О чем тут же отбил телеграмму в Москву руководивший поисковыми работами командующий ВВС 2-й отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии комдив Яков Сорокин.

Михаил Сахаров потом рассказывал, что странное белое пятно на правом берегу реки Амгунь он заметил через три часа полета [вылетев на поиски из Комсомольска], идя на высоте в 700 метров. “А когда снизился до высоты 40-50 метров, то заметил что-то напоминающее самолет, но он был весь в снегу и грязи - не сразу заметишь. Метрах в десяти от него двое людей раскладывали парашют. Сделав несколько кругов и убедившись, что сесть в этой местности нельзя, точнее, сесть можно, но потом не взлетишь, сбросил вымпел: кто, где и когда нашел, затем передал радиограмму в Москву”. За обнаружение пропавшей «Родины» Михаил Сахаров будет отмечен Родиной орденом Красной Звезды - высокой для гражданского летчика наградой.

Утром 4 октября экипажу распластанного на болоте самолета сбросят на парашютах резиновые сапоги, термос с горячим какао, шоколад и карту района. Еще через сутки на парашютах спрыгнут спортивные комиссары, отвечающие за сохранность бараграфов - приборов, фиксировавших беспосадочность полета, а также военврач. А к вечеру эвенк-проводник приведет к «Родине» поисковый отряд. Заработает походная радиостанция.

Марина Раскова подошла к лагерю 5 октября, а шестого, около одиннадцати утра, отряд двинулся к Амгуни. Почти сутки продирались через тайгу, затем день шли на лодках до поджидавшего их катера «Дальневосточник». На нем летчиц доставили в Керби, а оттуда - в Комсомольск. Далее найденных перелетчиц на пароходе «Красный монитор» доставят в Хабаровск и спецпоездом отправят, наконец, в Москву. А на столе у Сталина уже будет лежать - отправленная с борта «Дальневосточника», телеграмма: “С вашим именем в сердцах мы, дочери великой социалистической Родины, пролетели без посадки сквозь облачность, туманы, обледенения и ночь от Москвы - сердца необъятной Родины, до берегов Амура. На болоте, в тайге, среди сопок мы были не одинокими - с нами весь наш многомиллионный народ, партия и вы, товарищ Сталин. За отцовскую заботу спасибо. Гризодубова, Осипенко, Раскова”.

На присутствие в перелете вождя, кстати, сделает упор в «Стихах о трех летчицах» и ныне позабытый, канувший в Лету поэт Николай Берендгоф:

“Бросая вызов небесам,

Неслись над кручей

темных скал,

И у штурвала Сталин сам,

Казалось, день и ночь стоял”.

Вероятно, воздушный корабль-рекордсмен в воображении стихотворца рисовался… ну, может быть, чем-то вроде морского корабля. С капитанской рубкой просторной и штурвалом величиной с раскрытый зонт, скажем.

И еще одна любопытная деталь. Когда же с Дальнего Востока, наконец, пришло известие: "Нашлись!", в Днепропетровском аэроклубе родилась оригинальная идея - парашютисты оперативно вылетели в Запорожскую область и там прыгнули прямо к дому матери Полины Осипенко, чтобы первыми сообщить ей радостную весть!

Нелепая гибель комдива и комбрига

В Москву экипаж «Родины» вернулся 27 октября. Прямо с вокзала летчиц-рекордсменок повезли в Кремль. Прием был небольшой, почти интимный, в Грановитой палате. Как вспоминал потом Владимир Коккинаки, “сначала подняли тост за меня - как первого проложившего дорогу на Дальний Восток. Я встал, пошел чокаться. Подхожу к Сталину. Он спрашивает: “Что такой скучный?” Я говорю, что вот, мол, недавно своего штурмана похоронил, Александра Бряндинского. “Да, - отвечает, - нехорошо получилось”. Подходит к Молотову и Ворошилову и о чем-то шепчется. Потом встает Молотов. Предлагает выпить за товарищей, погибших при спасении экипажа «Родины», за Героя Советского Союза Бряндинского. Все встали”.

…На рассвете 4 октября, когда «Родина» уже была обнаружена, из Хабаровска в Комсомольск вылетели тяжелые бомбардировщики ТБ-3РН и ТБ-3. Дозаправившись в Комсомольске, они взяли курс на тайгу. В первой машине летели комдив Яков Сорокин и основная группа десантников, которые должны были выпрыгнуть к ожидавшим на болоте подмоги летчицам, во второй - командир 202-й авиабригады Иван Еременко. На подлете к месту посадки «Родины» бомбардировщиков догнал самолет «Дуглас». Откуда он взялся, никто понятия не имел. Пилот «Дугласа», наверное, решил справа обойти ТБ-3РН, который неспешно полз на пятисотметровой высоте. Скорее всего, летчик ошибся в расчетах и неожиданно «Дуглас» ударил крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика и тут же вспыхнул и начал падать. После удара огромный ТБ-3РН пошел вверх, сделал половину петли, потом опустил нос и в перевернутом положении врезался в землю. В момент, когда бомбардировщик перевернулся в воздухе, от него отделились четыре комочка, над которыми почти сразу же раскрылись парашюты. Фамилии спасшихся известны. Это были Наумов, Шарков, Хоркин и Рапохин. Герой гражданской войны комдив Яков Сорокин погиб вместе с другими, оставшимися на борту одиннадцатью членами экипажа бомбардировщика.

Из «Дугласа» спастись вообще не удалось никому. Потом в кабине самолета по обгоревшим ромбам на петлицах опознают флаг-штурмана ВВС СССР, Героя Советского Союза комбрига Александра Бряндинского. Его тело вынесут из тайги и похоронят в Комсомольске. Тела остальных пятнадцати погибших при столкновении «Дугласа» и ТБ-3РН [Сорокина, Земцова, Марценюка, Морозова, Заботкина, Андреева, Соскова, Кудимова, Медведева, Лещикова, Раппопорта, Лесникова, Шевченко, Черепахина и Микусева] выносить не станут. Никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио, естественно, не последует. Мало того, подробности трагедии в дальневосточной тайге были строжайше засекречены. За разглашение тайны поисков «Родины» можно было запросто угодить в ГУЛАГ. Что и произошло в 1939 году с одним из местных охотников, который случайно набрел на место катастрофы самолетов. Кое-как собрав останки погибших и схоронив их под лиственницей, охотник отправился в поселок Дуки с просьбой к тамошнему начальству выделить людей и организовать перезахоронение. Охотника внимательно выслушали и… арестовали. Судили его как японского шпиона. По 58-й статье УК он получил пятнадцать лет лагерей.

Лишь спустя тридцать лет после трагедии, летом 1968 года, жители поселка Дуки вновь обнаружили место столкновения самолетов. В густых зарослях обнаружился малоповрежденный «Дуглас» и истлевший ТБ-3РН. Нашлись также некоторые вещи погибших. А кругом валялись человеческие кости, много костей. Собранные останки вывозили на двух вызванных из Комсомольска самолетах [для расчистки места под посадку самолетов дукинцам пришлось основательно поработать]. Похоронили погибших возле дукинской школы. Над братской могилой возвели деревянный обелиск, который сгорел в 1976 году во время пожара в поселке.

А в 1990 году на месте давней трагедии в тайге побывала комиссия общества охраны памятников из Комсомольска. Она тоже обнаружила непогребенные останки и хорошо сохранившийся хвост «Дугласа». После реставрации на местном заводе он стал основой памятника, установленного в Комсомольске, по улице Кирова - напротив дома №49, в котором осенью 1938 года останавливались летчицы-рекордсменки. Планировалось, что к памятнику перенесут и останки из поселка Дуки. Увы, этого не произошло и по сей день…

Вот и вся история. В качестве послесловия к ней мне остается добавить: и второй пилот «Родины» Полина Осипенко, и штурман Марина Раскова погибнут в авиационных катастрофах: Полина - 11 мая 1939 года, а Марина - 4 января 1943-го. Обе будут похоронены на Красной площади, в Кремлевской стене.

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова

Полина Осипенко танцует на палубе парахода по пути из Комсомольска в Хабаровск

Летчицы-рекордсменки [Полина Осипенко в центре]

Со свежими орденами [Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко]

Стела экипажу "Родины" в поселке Полина Осипенко [бывший Керби]

Картина маслом: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова

***В тему

Невероятно, но факт: многие в горде Комсомольске-на-Амурене даже не подозревают, что памятник в виде хвостового оперения самолета, установленный напротив дома №49 по улице Кирова - не просто, и не только памятный знак, а - монумент, мемориал. Это - захоронение: под бетонной плитой покоятся останки погибших в ходе операции по спасению экипажа самолета «Родина». Причем, сам памятник - не скульптура, а... самый настоящий, подлинный хвост того самого самолета «Дуглас», упавшего в тайге осенью 1938 года...

Подробнее здесь:

https://tatgen.livejournal.com/11659.html

https://ssl-proxy.my-addr.org/myaddrproxy.php/http/alternathistory.com/gorech-triumfa-chast-2

Мемориал в Комсомольске:







Обновлен 29 мая 2016 . Создан 09 сен 2015

16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них - Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!


Первый полет - в 2,5 года!

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года, отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию - и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших - и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее - в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова - летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

С 1934 года Гризодубова - летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва - Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд - 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа - Гризодубова, второй пилот - Осипенко, штурман - Раскова. Конечный пункт - Дальний Восток, Хабаровск. Цель - установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцу и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях.)

Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами - Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир - подполковник Гризодубова, личный состав - из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 - отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », - сказала Гризодубова.

Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда - , взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно - раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 - ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она - начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года - зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым», и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, она не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 - 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы - известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину - из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют - лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может, именно поэтому и была она депутатом только один срок - слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.

Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если судьба занесет вас на Новодевичье - постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру - Человеку с большой буквы.

75 лет назад летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова совершили перелет Москва – пос. Керби (Хабаровский край), установив женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой.

Героини воздушного океана

Тридцатые годы - время выдающихся, рекордных полетов и перелетов. Советскими летчиками на советских самолетах были установлены многочисленные мировые рекорды. Молодежь просто бредила авиацией. Народными героями стали летчики Чкалов, Байдуков, Беляков, Громов, Коккинаки… Теперь настал черед женщин. И они доказывали, что могут быть летчиками не хуже мужчин.

24–25 сентября 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет по маршруту Москва - поселок Керби (Хабаровский край). При этом они установили женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой: 6450 км пролетели за 26 часов 29 минут. Мировой рекорд был перекрыт более чем на полторы тысячи километров.

Командиром корабля была Валентина Гризодубова. Летчиком она стала с самого детства. Ее отец - известный летчик и конструктор, брал ее в полеты, когда ей было всего пять лет. Валентина продолжила дело отца и стала летчицей-виртуозом.

Самое интересное, что второй член экипажа - Полина Осипенко работала вначале заведующей колхозной птицефермой, о полетах даже не мечтала. Но после того, как в ее деревню прилетел самолет, девушка твердо решила летать. В 1936 году Полина заявила в Кремле: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» И свое обещание выполнила, поднявшись на гидросамолете на высоту 9100 метров, перекрыв достижение итальянки. Через два дня новый мировой рекорд при полете с грузом.

После высотных Осипенко решила перейти к рекордам на дальность. 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь - Киев - Великий Новгород - Архангельск).

Следующим был полет на Дальний Восток. Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.

Марина Раскова тоже вначале была далека от авиации. Она выросла в семье учителей, была музыкально одаренной девочкой. Ей пророчили карьеру пианистки или артистки. Но все карты смешала новая в то время наука - аэронавигация. Раскова одной из первых российских женщин получила звание штурмана авиации. Как ей пригодились знания, опыт, интуиция в этом сложном перелете на Дальний Восток! Облака закрывали землю, дождь сменялся снегопадом, сильные порывы ветра - туманом. Самолет покрывался пленкой льда, а стекла кабины штурмана - инеем. Но Марина справилась. Недаром она и ее подруги стали первыми женщинами - Героями Советского Союза.

«Ведут героини-подруги машину на Дальний Восток»

Самолет АНТ-37бис «Родина» стартовал со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут по московскому времени.

Цель перелета, по словам экипажа, - «продемонстрировать перед всем миром решимость советских женщин, их любовь к родине». Вначале, как полагалось в те годы, перед дальней дорогой летчицы обратились с письмом к товарищу Сталину: «…Советские летчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновленные Вами и окрыленные Вашей заботой, мы также принесем нашей родине, партии Ленина-Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг Иосиф Виссарионович, - новую победу». Они не сомневались в успехе.

Вначале и правда, все шло хорошо. Самолет регулярно сообщал штабу полета свои координаты и сведения о полете. Затем, по сообщению ТАСС, «самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярна. Восточнее Байкала при наступлении утра погода улучшилась. Рано утром 25 сентября были приняты от самолета две радиограммы с просьбой дать пеленги с целью определения местонахождения самолета. В дальнейшем связь с самолетом прекратилась. Место посадки самолета не установлено. Ведется непрерывное радионаблюдение за эфиром и организованы розыски самолета». Газеты регулярно сообщали о безуспешных поисках «Родины»: «За 27 сентября поисками авиации и наземными партиями местонахождение самолета «Родина» еще не обнаружено. Работы по поискам продолжаются».

«28 сентября местонахождение самолета «Родина« не обнаружено. Розыски продолжаются». В течение семи дней о судьбе экипажа не было никаких известий.

«Но вот 50 самолетов в тайгу посылает страна»

Поиск стал делом всей страны. 30 самолетов кружили по обе стороны железной дороги от Читы до Хабаровска. Кроме того, были организованы крупные поисковые партии из местных жителей, в основном, охотников. В первые дни октября в поисках принимало участие уже свыше 50 самолетов. Однако сильно мешали низкая облачность и дождь.

И лишь 3 октября летчик Сахаров заметил на земле самолет в 20 километрах юго-западнее озера Амуткит. Снизившись до высоты десять метров, он ясно увидел двухмоторный самолет и двух человек возле него, подававших сигналы белым полотнищем. Вскоре подоспели два других гидросамолета, но совершить посадку в этом районе им не удалось.

В Москву полетела радостная весть: «Самолет «Родина« находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда, сбросили также карту с указанием местонахождения самолета. Экипаж все собрал. Он восторженно встречал нас аплодисментами…»

Правительственная комиссия дала распоряжение сделать все необходимое для спасения экипажа. Было предложено, помимо продуктов, сбросить резиновые лодки, водные лыжи, подготовить парашютный десант.

На следующий день при помощи сброшенного кода условных знаков было установлено, что у самолета находятся Гризодубова и Осипенко. Расковой вместе с ними не было. Однако они сумели сообщить, что Марина перед посадкой спустилась на парашюте, и указали примерное ее местонахождение.

Ее нашел летчик Деркунский в 20 километрах от «Родины» в редком болотистом лесу. Она стояла на полянке у только что разведенного костра и платком приветствовала летчиков. С самолета ей сбросили продукты. Правительственной комиссией было решено отправить девушкам парашютистов с необходимым снаряжением, чтобы те их вывели к реке Амгунь, где ждали резиновые лодки, а дальше катера. Операция по спасению прошла успешно.

«Родина» цела до последнего стеклышка

Так что же произошло с самолетом «Родина»? Уже добравшись до Комсомольска, Валентина Гризодубова рассказала о своих приключениях:

Достигнув Тугурского залива, мы пошли над побережьем Охотского моря с тем, чтобы дойти до Амура и по нему прийти в Хабаровск. Но так как Амгунь протекает почти параллельно Амуру, мы приняли Амгунь за Амур и шли этим курсом до самого Керби. Здесь мы обнаружили, что запас бензина вышел, и приняли решение идти на посадку. На высоте 2 тысячи метров Раскова покинула самолет. Я, а также Осипенко спокойно приземлили самолет на болото. Посадили хорошо. «Родина» цела до самого последнего стеклышка.

Прыгать с парашютом Марине приказала командир Валентина Гризодубова, чтобы не подвергать опасности ее жизнь во время посадки, так как место штурмана находилось в носовой части самолета. В случае сильного удара о землю Марине грозила верная гибель.

Раскова приземлилась далеко от места посадки «Родины» - ее унесло за гряду сопок. Парашют зацепился за дерево. Обрезав стропы, Марина спустилась на землю и стала ждать. Ее подруги, желая помочь ей, сделали несколько выстрелов. Но эхо обмануло ее, и она пошла в противоположную сторону. Десять дней в осенней тайге Раскова провела с минимальным запасом пищи. Когда ее нашли, летчица была настолько истощена, что ее пришлось нести на носилках.

«И родина лётчиц встречает, и воздух от песен гремит»

Из Комсомольска экипаж направился в Хабаровск. Там девушек встречала стотысячная толпа восторженных почитателей. 19 октября Гризодубова, Осипенко и Раскова уже выехали в Москву. На всем пути следования поезда героинь встречали и приветствовали тысячи людей.

Железнодорожники Новосибирска соревновались за право несения почетной вахты во время прохода экспресса. В нашем городе такой чести удостоились диспетчеры-стахановцы Бабич и Звягин. Вокзал был празднично украшен. «На фронтоне здания портреты любимого Сталина и его ближайших и верных соратников». Кругом горят сотни прожекторов. Новосибирцы пришли со знаменами, лозунгами, портретами вождей.

Поезд пришел точно по расписанию - в 10 часов 29 минут. На перроне столпились тысячи новосибирцев - рабочие, служащие, представители областных и городских организаций. Под звуки оркестра Гризодубова, Осипенко, Раскова в сопровождении летчика Сахарова, первым обнаружившего самолет в тайге, поднялись на трибуну. Их забросали цветами, оглушили грохотом несмолкающих аплодисментов.

От имени Новосибирской области гостей приветствовал председатель облисполкома Егоров. Тысячи людей кричали «ура» и скандировали: «Да здравствует наш любимый родной Сталин!» Вначале, как по обряду, прославляли «великого кормчего СССР», а потом уж вспомнили про летчиц, «с честью выполнивших почетное сталинское задание».

Рабочие Новосибирского завода «Сибмашстрой» преподнесли героическому экипажу «изящно отделанную модель самолета». С приветственной речью выступил представитель Сибирского военного округа товарищ Данилов. Следом за ним экипаж «Родины» приветствовали железнодорожники. К новосибирцам с ответным словом обратилась Полина Осипенко.

В заключение митинга приняли приветственное письмо товарищу Сталину со всеми подобающими эпитетами в его адрес - «шлем Вам, наш родной, горячо любимый отец, учитель и вождь, пламенный большевистский привет». А экипаж самолета «Родина» через газету «Советская Сибирь» передал «горячий привет трудящимся Новосибирской области».

Летчицы отправились в дальний путь - в Москву, навстречу славе. У всех у них была разная судьба. Валентина Гризодубова прожила долгую, счастливую жизнь. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе в 1939 году вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Серовым. Причина катастрофы до сих пор неясна. Марина Раскова разбилась на самолете в 1943 году, не успев вступить в бой с фашистами под Сталинградом.

P. S. У этого героического перелета есть еще и обратная сторона медали, о которой мало кто знает. Во время поисков самолета «Родина», в небе столкнулись два самолета ПС-84 и ТБ-3. Все находившиеся в первом самолете погибли. Среди них был известный летчик Бряндинский. Из второго самолета четверо успели выпрыгнуть на парашютах. Но чтобы не омрачать торжества по поводу успешного спасения летчиц, о катастрофе самолетов сообщать строжайше запретили. Более того, не стали даже эвакуировать и хоронить тела погибших.

Гибель поисковых экипажей не вписывалась в агитационные мероприятия. А оставшихся в живых – заставили молчать.

Людмила Кузменкина

«Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. К тому же, она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести.»

Так отзываются о Валентине Степановне друзья и коллеги. За несколькими строками характеристики стоит сложный, наполненный драматическими моментами жизненный путь этой удивительной женщины.

Выросшая в семье авиаконструктора, изобретателя и летчика, Валентина Степановна уже в два с половиной года узнала, что такое полеты. Привязанная к отцу за его спиной ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.


В Харькове, Валентина закончила среднюю школу и поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно она закончила музыкальное - училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. Мечта о небе не оставляла ее, хотя попасть женщине в летную школу очень сложно. Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г., будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба...

Окончив аэроклуб за три месяца и оставив занятия в институте, она поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 г. в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 г. подготовила 36 летчиков...


П. О. Сухой среди членов экипажа самолета «Родина» (М. Раскова, В. Гризодубова, П. Осипенко)

Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ - дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах.


Беспосадочный перелет происходил в сложной метеорологической обстановке. Летчицам пришлось преодолевать грозовые фронты и туманы, лететь ночью на большой высоте. Через 26 часов 29 минут самолет "Родина", пройдя по прямой 5908 километров, совершил посадку на Дальнем Востоке в районе Кэрби, на берегу реки Аргунь.


Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой, летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович, прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...

За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза.

Началась Великая Отечественная война. В 1942 году Гризодубовой поручили комплектование 101-го авиационного бомбардировочного полка дальнего действия из летного состава Гражданского воздушного флота и ВВС. В отличие от своего бывшего штурмана Марины Расковой, которая формировала женский полк, под началом Валентины Степановны служили только летчики-мужчины.


Маршал Савицкий на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма.

Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы.

После войны Валентину Степановну назначили заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по летной части. Ее подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и гражданской авиации. С 1963 года по личной инициативе Гризодубовой создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), которым она и начала руководить. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения.


Валентина Степановна всегда была необычайно чутким и отзывчивым человеком, бесстрашной заступницей за всех несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она вступилась за С.П. Королева, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. После ее совместных с М.М. Громовым хлопот Королева направили в ЦКБ-29 НКВД, в бригаду Туполева, затем в Казань на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а в июле 1944 года он был досрочно освобожден.


Институт приборостроения, в котором 28 лет проработала В.С. Гризодубова, теперь называется «Концерн радиостроения «Вега». Недалеко от входа на высоком гранитном постаменте стоит трехметровая бронзовая статуя великой летчицы, выглядящая так, будто бы Валентина Степановна только что совершила посадку после своего рекордного перелета.

Окончив среднюю школу и музыкальное училище по классу рояля, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт (ХТИ) и одновременно в консерваторию.

В ноябре 1928 года, будучи студенткой ХТИ, была зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Пройдя трехмесячную летную подготовку, она получила звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

В 1929 году окончила Пензенскую школу летчиков-инструкторов.

С 1930 года по 1933 год Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе ОСОАВИАХИМа "Добролет" в Туле, затем — инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-1935 годах — летчик агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени.

С 1936 года Валентина Гризодубова в рядах Красной армии. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" вместе с летчицами Полиной Осипенко (второй пилот) и Мариной Расковой (штурман) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут преодолено расстояние в 6450 километров).

За выполнение этого перелета и проявленный при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1937-1946 годах — депутат Верховного Совета СССР.

В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 года по октябрь 1943 года командовала 101-м полком авиации дальнего действия, с октября 1943 года — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.

Совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам.

В 1941-1945 годах была председателем Антифашистского комитета советских женщин.

В 1942-1945 годах — член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

С 1946 года полковник Валентина Гризодубова — в запасе.

С 1946 года по 1963 год была заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по летной части. Гризодубова лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Валентины Гризодубовой был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника института по летной части, где проработала до 1993 года.

В 1986 году за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Валентина Гризодубова была награждена двумя орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Почетный гражданин города Пензы (1965).

Валентина Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).

Имя летчицы носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).

(Дополнительный



error: Контент защищен !!