В сирии сбит российский вертолет. Кого потеряла российская авиация на ближнем востоке

В Сирии сбит российский вертолет, пятеро военных погибли. По версии Минобороны, Ми-8 участвовал в гуманитарной миссии. Пока не ясно, почему этот вертолет оказался под огнем и зачем он нес на борту реактивные снаряды

Российский Ми-8, который был сбит в понедельник в провинции Идлиб (Фото: Reuters/Pixstream)

Вертолет Ми-8, сбитый в Сирии в понедельник, 1 августа, согласно официальному заявлению Министерства обороны России, ​возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо». По данным военного ведомства, воздушное судно потерпело крушение «в результате обстрела с земли». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил информацию о сбитом Ми-8, а также сообщил, что все, кто был в вертолете — три члена экипажа и два офицера российского центра по примирению, — погибли. При этом Песков уточнил, что точной информации о числе жертв нет.

По данным издания «Газета.Ru» , командиром экипажа сбитого Ми-8 был 33-летний капитан Роман Павлов. Вместе с ним погибли летчик-штурман Олег Шеламов и борттехник Алексей Шорохов.

Была ли защита

Близкое к сирийской оппозиции информационное агентство STEP опубликовало видеозаписи с места крушения вертолета через несколько часов после аварии. Издание демонстрирует бортовой номер сбитого вертолета — RF-95585. Согласно реестру российских воздушных судов этот бортовой номер закреплен за вертолетом Ми-8АМТШ. На корпус судна был нанесен номер 212.

Вертолет с тем же бортовым номером в июне 2016 года попал в видеосюжет агентства ANNA-News. В видеоролике вертолет забирает сирийскую девочку Сидру, пострадавшую в ходе обстрела Алеппо.

Изучив фотографии вертолета с бортовым номером RF-95585, группа независимых расследователей вооруженных конфликтов Conflict Intelligence Team (CIT) пришла к выводу, что на судне был установлен авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск». Комплекс создает вокруг вертолета электронный купол и защищает все, что попадает под этот купол.

Представитель «Концерна Радиоэлектронные технологии», разработавшего комплекс, не смог подтвердить наличие «Витебска» на сбитом в Сирии Ми-8АМТШ. Однако по словам военного аналитика Антона Лаврова, данный комплекс устанавливается на все новые модификации вертолета.

Несмотря на наличие «Витебска», вертолет мог быть поражен пулеметным огнем или же мелкокалиберным зенитным орудием, считает военный эксперт Василий Кашин. «Даже если по Ми-8АМТШ стреляли из переносного зенитно-ракетного комплекса, от которого защищает «Витебск», ракета могла пройти», — считает эксперт.

Помимо этого, отмечают опрошенные РБК эксперты, в ходе полета экипаж выключает комплекс защиты. «Обычно он работает на взлете и посадке, когда вертолет максимально уязвим», — объясняет Лавров.

За последние несколько недель количество сбитых самолетов сирийской авиации увеличилось, отмечает эксперт. Лавров утверждает, что это связано с поставкой исламистам и повстанцам переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Эксперт обращает внимание на то, что в условиях войны в Сирии военным не хватает полной картины происходящего. «Нельзя исключить засады на пути или пролет над вражеской группой противника», — считает аналитик.

Реактивные снаряды

Судя по опубликованным с места событий фотографиям, вертолет нес контейнеры неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). Как утверждают опрошенные РБК эксперты, это было необходимо для обороны вертолета, а не для участия в атакующих действиях.

Очевидцы разместили в социальных сетях видеоролики, на которых видны контейнеры НУРС.

По словам военного летчика, пожелавшего остаться анонимным, экипажи Ми-8, выполняя полеты в зоне боевых действий, постоянно используют данное вооружение. «То, что он перевозит гуманитарную миссию, не значит, что он не может себя защищать», — объясняет летчик.

По словам Лаврова, экипаж зачастую не снимает контейнеры для экономии времени. «Если это единичная операция, то снимать НУРС незачем», — объясняет эксперт.

Гуманитарные цели

Вертолет был сбит в провинции Идлиб, недалеко от деревни Тель-Султан . Район крушения находится по пути из Алеппо в Латакию, где находится российская авиабаза Хмеймим.

Начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, восточная граница провинции Идлиб находится под контролем террористической группировки « Джебхат ан- Нусра» (запрещена в России). Об этом говорит и карта Министерства обороны, продемонстрированная в октябре 2015 года.

«Предполагалось, что вертолет, возвращаясь с гуманитарной миссии, полетит по защищенному маршруту, но, видимо, на пути стала диверсионная группа противника с ПЗРК», — размышляет военный эксперт Константин Сивков. По его мнению, в таких условиях стоит использовать штурмовые вертолеты сопровождения, которые выдвигаются по маршруту и прикрывают основной вертолет.

О старте гуманитарной операции, в которой участвовал сбитый Ми-8, 28 июля министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, в городе было открыто три гуманитарных коридора для выхода людей из Алеппо. Населению пообещали предоставить горячее питание и оказать медицинскую помощь.​ За три дня в Алеппо было доставлено 14 т гуманитарных грузов, сообщил журналистам 30 июля начальник российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Чварков. Губернатор АлеппоМохаммадМарванЭльби позже подтвердил , что три гуманитарных коридора было открыто.

Несмотря на заявленные цели операции, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов считает, что одной из задач российских и сирийских военных была подготовка к штурму Алеппо. «Было ясно, что рано или поздно встанет необходимость по-настоящему штурмовать Алеппо и вести бои в городских кварталах», — утверждает эксперт. По его словам, вести бои в густонаселенных кварталах сложно, именно поэтому сирийская армия при поддержке российской группы ВКС выводит из Алеппо гражданское население.

Меламедов отмечает, что битве за иракский город Фаллуджу в мае—июне 2016 года также предшествовала гуманитарная операция по выводу населения.

С ним не согласен военный аналитик Игорь Коротченко, член общественного совета при Минобороны России. По его словам, главной задачей гуманитарной операции является «минимизация жертв среди гражданского населения». Эксперт не отрицает, что выход гражданского населения облегчит возможность для ведения боевых действий в городе.

​Потери в Сирии

За 306 дней военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. В провинции Алеппо погиб военнослужащий Никита Шевченко, сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, сработало самодельное взрывное устройство.

В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших Российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.

1. Что на самом деле произошло?

1 августа после полудня российский военно-транспортный вертолет Ми-8 (бортовой номер RF-95585) возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки жителям города Алеппо гуманитарного груза (вода, мука, консервы, медикаменты). Он уже был на полпути к аэродрому посадки, когда его над провинцией Идлиб обстреляли с земли. Сейчас члены комиссии, отправленной с базы Хмеймим командованием группировки ВКС РФ в Сирии , расследуют характер повреждений.

Территория, над которой сбили «вертушку», которую контролирует Фронт-ан-Нусра (запрещенное в РФ).

2. Кто был на борту?

По данным Минобороны РФ, на борту вертолета были 3 члена экипажа (командир, штурман, техник) и 2 офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии.

3. Откуда взялись российские документы?

Боевики похвалились перед телекамерами российскими документами (в частности, водительские удостоверения), якобы людей, погибших в вертолете. Откуда они могли их взять?

Тут пока рассматривается две версии. Либо это потерянные на территории России документы, которые доставили в Сирию наши граждане, перешедшие на сторону бандитов. Террористы охотно пользуются такими документами для своих пропагандистских акций, демонстрации «достоверности своих побед». Вторая версия - это могут быть реальные документы российских граждан, участвующих в операции в Сирии (одно водительское удостоверение, на котором помещено фото женщины, может принадлежать медсестре или переводчице, а другое, скажем, прапорщику запаса (технику вертолета), который служил по контракту).

4. Как боевикам достались тела россиян?

Террористы показали кадры, на которых они тащат тела членов экипажа и пассажиров Ми-8. Но могло ли быть такое при падении вертолета с большой высоты? Тем более что обычно при крушении вертолета с полными баками раздается мощный взрыв, и среди обломков разорванной машины находят лишь останки обгоревших тел.

Судя по тому, в каком виде достались террористам тела людей, находившихся на борту МИ-8, горючего в нем было уже немного - машина ведь уже была на подлете к базе Хмеймим. Потому взрыв отчасти мог «пощадить» экипаж и пассажиров.

5. Как и чем могли сбить МИ-8?

Пока нет точных данных, из какого именно оружия была поражена военно-транспортная машина. Есть 2 основных версии: переносной зенитный ракетный комплекс и крупнокалиберный пулемет.

Специалистам еще предстоит разобраться, почему не сработал бортовой комплекс обороны (БКО), который и предназначен для обеспечения защиты вертолетов. Он и создавался для того, чтобы спасать «вертушки» от всех типов ракет.

И, несмотря на все это, «вертушка» была сбита...

Эксперты высказывают предположение, что машина была все же сбита из крупнокалиберного пулемета, на огонь которого БКО не реагирует. Похоже, что высота полета «вертушки» во время поражения его огнем с земли была невысокой - до 1,5 км.

6. Почему говорят, что экипаж погиб геройски?

Объятая пламенем подбитая «вертушка» могла свалиться на населенный пункт, но экипаж до последней секунды пытался отвести ее от городка и дороги, по которой двигались густые колонны жителей Алеппо.

На трагическую новость, поступившую из Сирии, уже откликнулся Кремль.

Там разбился наш вертолёт, который осуществлял гуманитарную миссию и был сбит с земли. Те, кто был в вертолёте, погибли героически, пытались отвести машину, чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих, - сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

7. Почему вертолет шел без прикрытия?

Обычно вертолеты даже на гуманитарные операции ходят парой . Пока нет информации из штаба группировки - почему это правило не было соблюдено. Очень возможно, что командиров сбил с толку доклад сирийцев, что полоса пролета «вертушки» уже зачищена их наземными войсками. В любом случае - это еще один горький урок для авиагруппировки в Хмеймим (не зря же говорят, что каждая строчка боевых уставов написана кровью солдат и офицеров).

Ми-8 стал третьим российским вертолетом, потерянным в Сирии. Кроме того, как сообщало Минобороны, 8 июля был сбит сирийский вертолет Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), на борту которого находились 2 российских офицера. Россия также потеряла в Сирии сбитый турками бомбардировщик Су-24. Людские потери после ЧП 1 августа - 19 солдат и офицеров.

«Либо вы возвращаете тела, либо мы начинаем масштабные авиаудары по территории»

В понедельник, 1 августа, в Сирии в провинции Идлиб был сбит российский вертолет. В Минобороны РФ сообщили, что Ми-8 попал под обстрел, возвращаясь после выполнения гуманитарной миссии. Погибли пятеро - три члена экипажа и два офицера из Центра примирения враждующих сторон. По некоторым данным, одна из погибших - девушка. С начала операции в Сирии это крупнейшая потеря российской армии...

В военном ведомстве официально сообщили, что вертолет обстреляли, когда после доставки гуманитарного груза в Алеппо он возвращался на российскую авиационную базу Хмеймим (до нее оставалось 80 км). ЧП произошло в районе провинции Идлиб. Объятый пламенем вертолет упал.

По данным зарубежных СМИ, ответственность за атаку на вертолет взяли на себя боевики из так называемой «Свободной сирийской армии». Эта группировка контролирует часть территории провинции Идлиб.

В сети уже появились фотографии сбитого вертолета и тела погибших. В доказательство, что это россияне, боевики выложили их документы - обгоревшее водительское удостоверение с фотографией молодой девушки, водительское удостоверение и паспорт молодого человека.

Вопросов, конечно, очень много. - говорит военный эксперт «МК» Виктор Мураховский. - И главный - почему вертолет летел над территорией, которая занята бандформированиями. Удивляет и то, почему Ми-8 летел без сопровождения вертолетов прикрытия, почему была выбрана высота полета, которая находится в зоне досягаемости имеющихся у боевиков зенитных установок? Ведь нашим военным известно, что такого рода вооружение в последние годы массово поставлялось в Сирию.

По словам эксперта, практически вся провинция Идлиб занята боевиками из «Сирийской свободной армии» и «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена в России). Вопрос - почему «вертушка» полетела вблизи их позиций, а не в облет, по пустыне.


По мнению Мураховского, судя по материалам, которые боевики разместили в сети, вертолет был сбит из зенитной установки, скорее всего ЗУ-23. Массовая закупка зенитных установок из стран Восточной Европы проводилась Саудовской Аравией и Катаром для сирийских боевиков.

Очевидно, что большие сложности возникнут при доставке тел погибших на российскую базу Хмеймим. Для того, чтобы российские поисково-спасательные службы высадились на территорию, занятую сейчас боевиками, необходимо зачистить местность, подавить штурмовой авиацией все очаги ПВО, отогнать отряды боевиков на безопасное расстояние. Только после этого можно будет высаживать спасательные силы.


Горящие обломки российского вертолета. Фото: syria today twitter.

Судя по кадрам, тела российских граждан уже не находятся на месте крушения вертолета, - отметил Мураховский. - Возможно, придется выдвигать ультиматум: либо вы возвращаете тела, либо мы начинаем масштабные авиаудары по территории.

Так складывается, что потери российских военнослужащих в Сирии в основном происходят как раз после так называемых гуманитарных миссий - доставки продовольствия в освобожденные районы, поездок российских офицеров для переговоров по примирению воюющих сторон.


Хвостовая балка Ми-8, сбитого боевиками. Фото: syria today twitter.

Сброс продовольствия с самолетов, раздача с кузовов грузовиков, конечно, имеет эффект как для местного населения, так и для западных стран, но думаю, что от этого надо отказываться, - считает Мураховский. - Работу по доставке гуманитарной помощи в районы боевых действий можно возложить на сирийские правительственные силы и их союзников. Нам же достаточно обеспечить логистику и доставку грузов до баз сирийской армии, с которых продовольствие будет перебрасываться в нужные районы.

В истории со сбитым в Сирии на прошлой недели вертолетом даже спустя несколько дней остается больше вопросов, чем ответов. Почему Минобороны называет четко идентифицируемый Ми-35 экспортным Ми-25? Из какого вооружения была сбита крылатая машина и при чем здесь США? сайт попыталось разобраться в ситуации.

Ми-25 или Ми-35?

"8 июля 2016 года российские военные летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин совершали облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс (Сирия)", - такими словами начинается распространенное российским военным ведомством сообщение о гибели летчиков.

Никаких сомнений в корректности данных Минобороны в первые дни после трагедии не было. Согласно сведениям военного бюллетеня The Military Balance, на 2016 год сирийская правительственная армия владеет 24 вертолетами Ми-25Д (индекс Д означает тандемное расположение кабин). После официального вывода российских войск из государства в марте 2015 года там остались инструкторы, помогающие армии Башара Асада бороться с террористами и оппозиционными силами Сирии.

Первые вопросы появились в воскресенье, 10 июля, когда было опубликовано видео гибели российского вертолета. На нем видно, что сбит был отнюдь не Ми-25, а гораздо более современная его модификация - Ми-35. Визуально он отличается неубирающимся шасси и более короткими крыльями. Этот ролик на сегодняшний день является основным источником информации о произошедшем и все аналитические материалы СМИ в основном базируются именно на нем.

Почему же пытались скрыть факт гибели именно современной боевой машины? Возможно из-за высокого экспортного потенциала Ми-35, интерес заказчиков к которому может несколько снизиться после этой аварии. Не секрет, что участие авиации РФ в борьбе с террористами в Сирии привело к серии контрактов на поставку за рубеж военной техники и вооружений. Сейчас, когда Минобороны хочет потратить на вооружения в два раза больше, чем готовы выделить финансисты, даже минимальная потеря имиджа поставщика "непобедимого" оружия окажется России крайне невыгодна.

Аргументы за: Само агентство аргументируют версию следующим образом:

"На видео можно заметить, что непосредственно перед крушением вертолет стреляет НУРСами (неуправляемыми реактивными снарядами), при этом после каждого выстрела в воздухе остаётся шлейф дыма, уходящий ниже фюзеляжа вертолета. Однако в момент поражения рулевого винта вертолета мы видим, что от снаряда тянется такой же шлейф дыма, идущий от объекта несколько выше фюзеляжа пораженного вертолета. На видео запечатлен и ведомый (идущий следом) вертолет, который движется несколько выше ведущего (идущего первым), сбитого вертолёта. Совокупность данных факторов позволяет как минимум всерьез расследовать версию, что вертолет Ми-35М был случайно сбит в результате пуска ведомым вертолетом неуправляемой авиационной ракеты (НАР, она же НУРС). В ходе ведения боя ведущий вертолет мог случайно попасть на линию огня ведомого вертолёта, который шел следом чуть выше ведущего. Это объясняет и тот факт, почему ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация - ред.) не опубликовало видеозапись непосредственно пуска ракеты ПТРК/ПЗРК".
Аргументы против: На видео не видно ни одной ракеты, запущенной ведомым вертолетом, хотя он двигался на небольшом расстоянии от сбитого Ми-35. "Дружественный огонь в авиации - это очень большая редкость. Были случаи, когда ведомые истребители-бомбардировщики сражали своего ведущего, но это маловероятно. Ведомые оттягиваются назад и уходят вправо или влево, набирая боковой интервал. Другое дело, что можно попасть под дружественный огонь артиллерии, ведь снаряд артиллерийский не прямо летит, а по изогнутой кривой, набирает высоту, а потом падает. Вот он мог попасть. Стреляли в кого-то, а вертолет полз на небольшой высоте и спокойно мог попасть в зону полета реактивных снарядов или даже ствольной артиллерии", - прокомментировал версию военный эксперт Александр Ахлюстин. Аналогичного мнения придерживается другой собеседник сайт, полковник запаса Виктор Мураховский. "Я думаю, это исключено. Пара вертолетов действовала уступом, со значительным смещением относительно друг друга. На видео также не заметен подлет какого-либо предмета, похожего на неуправляемую ракету или ПТУР. Надо понимать, что и неуправляемая ракета, и ПТУР, и зенитная ракета имеют относительно низкие скорости, до 700-800 метров в секунду, то есть при съемке с частотой хотя бы 24 кадра в секунду такой предмет был бы несколько раз запечатлен на видео, но его нет", - пояснил эксперт.

С 5 россиянами на борту, возникло много вопросов. Попробуем ответить хотя бы на некоторые.

1. Кто был на борту?

По данным военного ведомства РФ , на борту вертолета находились три члена экипажа (командир, штурман, техник) и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии .

Фамилии членов экипажа уже названы . Это 33-летний капитан Роман Павлов , 29-летний старший лейтенант Олег Шеламов и 41-летний капитан Алексей Шорохов.

У Павлова остались жена и дочь. Он и летчик-штурман Шеламов, чьи документы разместили в социальной сети Twitter ряд пользователей, были выпускниками Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков.

У Шорохова остались жена и двое детей. Имена еще двух погибших офицеров пока не называются.

2. А была ли женщина?

Боевики разместили в Сети фотографию, на которой запечатлен паспорт погибшего летчика Шеламова. Если верить данным, то он родился в городе Торжок Калининской области (в 1990 году ей было возвращено наименование Тверская область). Но откуда общегражданский паспорт у Шеламова, если главным его документом должно быть удостоверние личности офицера? Видимо, тут скрыта какая-то тайна маскировки...

Похоже, что с этой же загадочной целью офицер прихватил с собой и водительское удостоверение.

Как и та молодая женщина, которая изображена на обгоревших водительских корочках. Хотя этот документ может быть и подделкой - слишком странно он выглядит.

Но теоретически он мог принадлежать, скажем, переводчице, участвующей в гуманитарной операции в Алеппо. У военных переводчиков есть офицерские воинские звания, потому и было сообщено, что на борту еще находилось «два офицера». Правда, фамилии ни того, ни другого пока не называются...

3. Чем мы ответили за смерть пятерых россиян?

Уже вскоре после того, как стало известно о сбитом МИ-8 и пятерых погибших на его борту, командование нашей аваигруппировки в Хмеймиме приказало летчикам провести массированную бомбардировку позиций боевиков из группировки «Джейш Аль-Фатх», которая взяла на себя ответственность за сбитый вертолет. Кроме этой бандгруппы, наши самолеты атакуют и все остальные отряды террористов, находящихся в районе крушения Ми-8.

К полудню 2 августа самолеты ВКС России нанесли уже более 40 ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков в провинции Идлиб.

Это ответные удары возмездия.

4. Что будет с телами погибших в вертолете?

Командование нашей группировки Воздушно-космических сил сразу же после трагедии включилось в поиски тел погибших. К этому подключилась и сирийская армейская разведка, и военная агентура. Офицеры Центра по примирению враждующих сторон вошли в контакт с жителями городка, неподалеку от которого случилась трагедия.

Сирийский спецназ «прочесывает» район, где террористы могли спрятать тела погибших. А если учитывать то, что бандиты через посредников не раз обращались к командирам частей правительственной армии Сирии с предложением обменяться телами погибших, то, весьма возможно, так случится и на этот раз.

КСТАТИ

Эти права - подделка

Андрей ГРЕЧАННИК, автоэксперт "КП"

Подлинность женского водительского удостоверения, которое показали боевики на месте гибели нашего Ми-8, вызывает сильные сомнения по трем причинам. Во-первых, фото на карточки удостоверений старого образца делали всегда только в ГИБДД , и требования там были единые: снимок анфас, в кадре только лицо крупным планом и на красном (оранжевом) фоне. Принести свою карточку из фотоателье и вклеить ее было нельзя, многие женщины переживали из-за тех неудачных фото. Здесь же профессиональный красивый снимок по грудь и в пол-оборота - это не наш стиль.

Второе: под строкой «Отчество» в оригинальных бланках было еще две графы - «Дата и место рождения» и «Место жительства», на этом снимке их не видно.

Третье: уж больно художественно обгорела карточка. Все индивидуальные данные, номера и коды, по которым можно установить личность, обгорели. А фото, в достоверности которого мы усомнились, сохранилось.

Ну и вот еще: права на таких бланках выдавались максимум до 2008 года, да и то не во всех регионах, автору в 2005-м году в выдаче таких уже отказали. Водительские права действуют 10 лет, так что сейчас таких удостоверений на руках осталось крайне мало. Вот и получается, что это подделка удостоверения или сувенирный муляж, не более того.

Место крушения российского вертолёта МИ-8 в Сирии. Никто из экипажа не выжил

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ИГИЛ* психует: «улитку» в Алеппо начали разгибать

В крупнейшем сирийском городе Алеппо захлопнулся капкан, который войска Башара Асада неспеша расставляли на террористов ИГИЛ (запрещенной в РФ) с начала этого года. Еще в январе линия фронта в Алеппо напоминала раковину чудовищной «улитки», которая закручивалась вокруг городской крепости-цитадели



error: Контент защищен !!