Тяжелый истребитель бомбардировщик н 6 скрудж. Истребители - Ролевая игра по вселенной Star Wars

Ни для кого не секрет, что при своевременной модернизации и ремонте авиационная техника может прислужить в течение длительного промежутка времени. К тому же длительной эксплуатации способствует создание новых модификаций и использование модернизационного потенциала. Ярким примером этого выступает бомбардировщик Т-16, который был создан в начале 50-х гг. Еще более интересный пример – бомбардировщик Xian H-6, который выступал копией Т-16.

Как известно, первый H-6 был построен в конце 60-х гг., но самолеты такого типа и по сей день относятся к дальней авиации Китая.

История развития Xian H-6

В сентябре 1957 года Пекин получил лицензию на производство советских самолетов Ту-16. В 1959 году Китай получил 2 эталонных самолета, среди которых был один разобранный бомбардировщик и один сборочный комплект. Китайские предприятия потратили на сборку первого чуть больше двух месяцев. Их первый Ту-16 поднялся в воздух 27 сентября 1957 г. По документации Ту-17 числился как H-6.

В конце 50-х гг. по причине накаленных советско-китайских отношений пострадала судьба многих проектов. К примеру, Китай перестал использовать в авиастроении опыт советских ученых. Но, как бы там ни было, ВВС НОАК требовали современных дальних бомбардировщиков. В результате компания Xian Aircraft Company в начале 60-х занялась разработкой проекта, который бы позволил своими силами создавать аналогичную технику. Конструкторы тщательно изучали советский самолет Ту-16 и вели подготовку к будущему строительству.

Приблизительно в 1964 году конструкторы компании начали разработку первого самолета. Модель имела уже несколько другое название Н-6А. Новый бомбардировщик китайской сборки представлял собой несколько доработанный вариант советского Ту-16, в основе которого лежали комплектующие китайского производства. Китаю ввиду невозможности покупки советских деталей пришлось запустить собственное производство турбореактивных двигателей марки Xian WP8. Эти моторы представляли собой аналог советских РД-3М, которые успешно использовались на Ту-16. Точно таким же образом обстояло дело и с прочими агрегатами и узлами.

В конце 1968 года в небо поднялся первый Н-6А, построенный на китайских комплектующих. Очень скоро началось серийное производство бомбардировщиков нового типа. Официальных данных об объемах производства нет. По разным оценкам, компании ХАС до средины или конца 70-х гг. удалось построить от 150 до 200 самолетов. В дальнейшем большая часть такой техники регулярно проходила модернизацию и по сей день успешно используется в ВВС Китая.

Китайский бомбардировщик ввиду специального «происхождения» по своим характеристикам практически ничем не отличался от советского прототипа. Его площадь составляла – 167,55 м 2 , размах крыла – 34,2 м, длина – 34,8 м. Вес пустого самолета – 38,5 т, взлетная масса – 72 т (максимальная – 75,8 т). Что касается топливных баков, то они вмещали до 33 т керосина и находились в фюзеляже и крыле. Максимальная скорость бомбардировщика – до 990 км/ч, обесечивалась за счет двух турбореактивных двигателей WP8, имеющих тягу в 93,1 кН. Дальность полета Н-6А – до 4,3 тыс. км, практический потолок – 12 км. Боевой радиус – 1800 км.

Экипаж Xian H-6A – 6 человек. Для самообороны бомбардировщик был оборудован семью автоматическими пушками (калибр − 23 мм). Они находились попарно на управляемых дистанционно турелях на нижней и верхней частях фюзеляжа и в хвосте. Более того, в носу была установлена одна курсовая пушка. Первые модификации самолета имели только бомбовое вооружение. Причем нормальная нагрузка была 3 тыс. кг, а максимальная – 9 тыс. кг. Изначально вооружение состояло исключительно из свободнопадающих конвенциональных бомб, а в будущем самолеты стали выступать носителями ядерных бомб.

Также сходство характеристик с параметрами Ту-16 было обусловлено их практически одинаковым техническим обликом. Так, Xian H-6 имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (хвостовая и носовая), топливными баками, грузоотсеком и отсеком для разного оборудования. По бортам фюзеляжа находилось две мотогондолы, изогнутая форма которых продиктована правилом площадей. Xian H-6A оборудован стреловидным крылом с плавными обтекателями шасси, размещенными на центроплане. Крупный киль располагался в хвостовой части, и на нем находился стабилизатор.

Xian H-6A характеризовался большим радиусом действия (особенно по китайским меркам), что в сочетании с возможностью использования ядерных бомб позволяло командованию придать ему статус стратегического бомбардировщика. Новые виды вооружения, а именно управляемые ракеты, способствовали сохранению такой классификации самолета и позволили доработать стратегию его дальнейшего боевого применения.

Через некоторое время после производства бомбардировщика H-6A компания начала заниматься разработкой его модификаций. Так, Н-6В вместо бомбового вооружения имел аэрофотоаппараты для проведения разведки. Соответственно, модификация Н-6С – не что иное, как базовый H-6A, только с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием (была внедрена современная технология радиоэлектронной борьбы с повышенными характеристиками).

Также были и многие другие модернизации бомбардировщика, такие как H-6C (H-6III), H-6D (H-6IV), H-6E, H-6F, H-6G, H-6H, H-6M, HD-6, H-6K и др.

Благодаря своей дальности поражения ядерными ракетами и полета модернизированные бомбардировщики способны наносить удары по территории Аляски, по американским базам на Гуаме и Окинаве.

Так, самолет H-6K может нанести удар по столице РФ, даже не входя в зону поражения ПВО. Он может выполнить отстрел крылатых ракет над территорией других государств и возвратиться на базу. Такие ракеты могут развивать скорость до 1000 км в час. По неофициальным данным Китай собирается взять на вооружение не больше двадцати новых H-6K.

Бомбардировщик Xian H-6 характеристики:

Модификация H-6 I
Размах крыла, м 34.189
Длина самолета, м 34.80
Высота самолета, м 10.355
Площадь крыла, м2 167.55
Масса, кг
пустого самолета 38530
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 75800
Топливо
внутренние топливо, кг 33000
Тип двигателя 2 ТРД Xian (XAE) Wopen-8 (AM-3M-500)
Тяга, нефорсированная, кН 2 х 93.16
Максимальная скорость, км/ч 992
Крейсерская скорость, км/ч 786
Практическая дальность, км 4300
Боевой радиус действия, км 1800
Практический потолок, м 12000
Скороподъемность, м/мин 766
Экипаж, чел 6
Вооружение: восемь 23-мм пушек Тype 23-1
максимально -9000 кг
Ядерные и обычные бомбы

ДАЛЬНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК H-6K (КИТАЙ)
FAR STRATEGIC BOMBER H-6K (CHINA)

15.08.2007
БОМБАРДИРОВЩИК H6K И ВОЗМОЖНОСТИ ВВС ПО НАНЕСЕНИЮ ЯДЕРНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УДАРОВ

Китайские бомбардировщики Н6Н не обладают большими возможностями ядерного устрашения. Во-первых, дозвуковая скорость и отсутствие скрытности полета не позволяют этому самолету прорваться через сеть ПВО России, США и Японии. Во-вторых, до 2006 г. Китай не имел крылатых ракет (КР) большой дальности воздушного пуска, которые можно было бы использовать для практических операций. Предполагается, что дальность КР YJ63, установленных на самолете Н6Н, составляет не более 200 км. Развертывание этой ракеты в 10-й бомбардировочной эскадрилье китайских ВВС направлено только на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям Тайваня.
ВВС Китая полагают, что модернизированный бомбардировщик H6K может обеспечить Китаю новые возможности как стратегическое авиационное ядерное средство устрашения. Дальность и боевая нагрузка самолета Н6К значительно увеличились в связи с оснащением его двигателями D-30-P2, обладающими большой тяговой мощностью. Два двигателя, каждый из которых имеет тяговую мощность 12 000 кг, позволят самолету Н6К нести КР больших размеров и большой дальности. Кроме того, самолет имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и в нем широко используются композиционные материалы; узлы наружной подвески также имеют новую конструкцию. Самолет Н6К, вооруженный КР большой дальности, хотя и остается дозвуковым бомбардировщиком, обладает значительными боевыми возможностями, позволяющими ему обеспечивать ядерное устрашение.
Западные военные эксперты убеждены, что Китай имеет на вооружении российские КР воздушного пуска Х-55. Утверждается, что в середине 90-х гг. ХХ века Китай приобрел шесть таких ракет у Украины, что было подтверждено представителями органов власти Украины. Шесть КР, установленных на бомбардировщике Н6К, — это абсолютно не то же самое, что ракеты YJ63 на самолете Н6Н. На борту самолета Н6Н размещаются только четыре ракеты YJ63. Цель изготовления самолета Н6К заключается не в возможности увеличения количества ракет YJ63, а в установке новых КР большой дальности.
Ракеты Х-55 и Х-55СМ могут быть либо обычными, либо ядерными. При действиях с применением ядерного оружия такая КР может быть оснащена ядерной БЧ мощностью 200 кт; предполагается, что китайский вариант ракеты Х-55 может быть снабжен как обычными, так и ядерными БЧ. Ракета Х-55 имеет длину 8,09 м, диаметр 0,514 м (0,77 м для Х-55СМ), размах крыла 3,1 м, массу 1700 кг, скорость полета М = 0,48?0,77; полная масса шести ракет Х-55 составляет 10,2 т. Эти цифры дают некоторое представление о том, почему Китай модернизирует бомбардировщик Н6Н в вариант Н6К.
Появление варианта самолета Н6К и нового поколения КР большой дальности является важнейшим событием для ВВС Китая. Китайский вариант ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства Китая для проведения обычных наступательных операций с высокой точностью имеет радиус поражения, охватывающий Корейский полуостров, о-в Окинава, частично о-в Хонсю и полностью о-ва Кюсю и Сикоку в Японии. Если ракета имеет радиус поражения, эквивалентный радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляющий 2500 км, то бомбардировщики Н6К, взлетающие с аэродромов в северо-восточной части Китая, могут непосредственно наносить удары по целям в Токио, на о-вах Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, бомбардировщики Н6К, развернутые в 8-й бомбардировочной эскадрилье ВВС в военном округе г. Гуанчжоу, могут наносить воздушные удары по о-ву Гуам (США).
Kanwa Defense Review, 15/VII 2007

13.05.2011
ВВС КИТАЯ ПРИНЯЛИ НА ВООРУЖЕНИЕ НОВЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК XIAN H-6K


На вооружение ВВС Китая принят новый тяжелый бомбардировщик Xian H-6K. Это прошедшая модернизацию версия бомбардировщика H-6, который являлся практически полной копией советского самолета Ту-16, сообщает strategy page.
Бомбардировщик H-6K оснащен новым двигателем — вместо китайских двигателей ZIAN WP8, с тягой в 93,2 килоньютона, установлены российские двигатели Д-30КП2 с тягой 118 килоньютонов. Благодаря этому удалось увеличить дальность полета с 1,8 тыс. км. до почти 3 тыс. км.
В отличии от H-6 на H-6K отсутствуют 23-миллиметровые пушки в носовой части самолета, на их место установлено оборудование радиоэлектронной борьбы. Новый бомбардировщик способен нести до шести крылатых ракет CJ-10a с дальностью полета до 2 тыс. км. Данные ракеты являются копией советских Х-55, способных также нести и ядерный заряд.
На сегодняшний день на вооружении ВВС Китая стоят 120 бомбардировщиков h-6 различных модификаций.
Военный Обозреватель

03.07.2013
ВВС КИТАЯ ВООРУЖИЛИСЬ ШЕСТЬЮ НОВЫМИ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ

ВВС Китая за последние два года получили шесть модернизированных стратегических бомбардировщиков Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16. Как сообщает Strategy Page, этот тип самолетов был принят на вооружение китайских военно-воздушных сил в 2011 году. Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме.
H-6K получил модернизированные более мощные двигатели Д-30КП2 российского производства, благодаря чему дальность полета самолета увеличилась до 3,5 тысячи километров. Самолет оснащен бортовым радиоэлектронным оборудованием китайской разработки, включая и радиолокационную станцию. В корпусе самолета широко применяются более легкие и прочные композиционные материалы.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около двух тысяч километров. Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 2,5 тысячи километров в час. Боевая нагрузка H-6K составляет 12 тонн. Первый полет модернизированного бомбардировщика состоялся в 2007 году.
В настоящее время на вооружении ВВС Китая стоят около 200 бомбардировщиков типа H-6, из которых в активном составе? около ста. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K. При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
news-edition.com

13.08.2013
XIAN H-6K — КИТАЙСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ УДАР ПО МОСКВЕ НЕ ВХОДЯ В ЗОНУ ДЕЙСТВИЯ ПВО

ВВС Китая за последние несколько лет получили модернизированные стратегические бомбардировщики Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16.
Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме и по территории Аляски.
Таким образом самолет H-6K теоретически может нанести удар по Москве не входя в зону поражения ПВО. Самолет сможет выполнить отстрел крылатых ракет CJ-10A над территорией других государств и вернуться а базу, сообщает издание Sandrermakoff.Livejournal.
Конечно же система ПВО России а именно Московского округа вполне сможет справится с отражением нападения летящих целей типа крылатых ракет CJ-10A, которые в свою очередь являются копией советской ракеты Х-55. Но массированный удар ракетоносцев H-6K вполне может преодолеть небесный щит России.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около трех тысяч километров.
Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 1000 км/ч. Всего же самолет способен нести до 6 ракет CJ-10A. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K.
При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
ОРУЖИЕ РОССИИ

11.09.2013
8 сентября министерство обороны Японии заявило, что два китайских бомбардировщика H-6G выполнили полет в район Восточно-Китайского моря, не нарушая воздушное пространство Японии. ВВС сил самообороны Японии подняли навстречу истребитель-перехватчик. Это был первый случай, когда китайские бомбардировщики появились у юго-восточного побережья Японии.

23.09.2013
YJ-12 – САМАЯ «ЗАГАДОЧНАЯ И МОЩНАЯ» СВЕРХЗВУКОВАЯ ПКР В МИРЕ

8 сентября японские СМИ сообщили, что китайский бомбардировщик Н-6 появился вблизи воздушного пространства Японии у острова Миякэ. Также СМИ обратили внимание на «уникально длинный подкрыльевой узел» бомбардировщика, на котором может быть подвешена тяжелая сверхзвуковая противокорабельная ракета YJ-12, которую принято считать самой «загадочной» ракетой такого класса в мире.
ПКР имеет четыре воздухозаборника для СПВРД (сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя). По имеющимся оценкам, после пуска ракета круто набирает высоту, где набирает скорость до 4М, затем переходит на маловысотный (15-25 м от поверхности моря) крейсерский полет со скоростью 1,5М. Дальность стрельбы составляет около 400 км, радиолокационная головка самонаведения захватывает цель на дальности 50 км. По некоторым данным, масса ракеты составляет от 2 до 2,5 т, длина ракеты около 7 м.
Ракета состоит на вооружении истребителя-бомбардировщика JH-7A «Летающий леопард». Боевой радиус этого самолета составляет 1650 км, оснащение ракетой с дальностью стрельбы до 400 км является серьезным сдерживающим фактором для ВМС противника. Самолет может нести только две ракеты этого типа, бомбардировщик Н-6G может быть вооружен четырьмя YJ-12. ПКР имеет боевую часть массой более 300 кг, несколько таких ракет могут отправить на дно даже авианосец.
Американский ресурс Strategy Page опубликовал статью, что YJ-12 существенно повышает противокорабельные возможности ВМС НОАК и даже может стать причиной разработки новых систем обороны кораблей. Скорость ракеты настолько высока, что любая западная система ПРО бессильна против нее.
Эксперты считают, что использование YJ-12 в сочетании с противокорабельными баллистическими ракетами (ПКБР) DF-21D может быть весьма эффективно для преодоления ПРО кораблей, оснащенных американской системой AEGIS. Для построения эффективной обороны от таких ракет необходимо создание лазерной системы корабельной ПРО, но ее создание может занять десятилетие, если не больше.
Британский еженедельник Jane’s Defense Weekly пишет, что по своим характеристикам авиационная ПКР YJ-12 превосходит все ракеты подобного класса в мире, в том числе запускаемых с подводных лодок, надводных кораблей и береговых установок. Создание Китаем двух типов мощных противокорабельных ракет, атакующих с малых высот и с космоса - сверхзвуковых YJ-12 и баллистических DF-21D – заставит авианосцы и другие крупные надводные корабли противника вести тяжелые оборонительные бои.
По материалам mil.news.sina.com.cn
Военный паритет

Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn .

Отмечается, что еще в 2010 году КНР не имела технологий для создания сверхзвуковых самолетов уровня российского Ту-160 и американского В-1 В, а все заявления о создании нового бомбардировщика в начале 2000-х годов «были просто лозунгами». Однако сегодня Китай «накапливает технологии», с помощью которых вскоре может создать самолет уровня малозаметного американского В-2 Spirit.

Страна успешно развивает технологии стелс по программе истребителя пятого поколения J-20, получает навыки проектирования и строительства самолетов большого размера, работая по программе военно-транспортного Y-20 и пассажирского Comac C919, вырабатывает компетенции по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) нового поколения на базе WS-15 и WS-18 (китайская копия отечественного Д-30КП-2). Таким образом, замечает издание, Китай уже накопил «богатые технические резервы», чтобы вплотную работать над стелс-бомбардировщиком по схеме «летающее крыло».

Ресурс напоминает, что в конце декабря 2016 года командующий ВВС НОАК Ма Сяотянь в официальной газете Министерства науки и технологий КНР Science and Technology Daily официально заявил, что страна ведет разработку бомбардировщика дальнего радиуса действия следующего поколения Н-20. Кроме того, как тогда отмечал сайт Defense-aerospace , Центральное телевидение Китая даже показало чертеж предполагаемого бомбардировщика. Ранее издание China Military Online написало о том, что дальность полета нового стратега должна составить 12000 км (с одной дозаправкой — 18000 км), и он должен быть способен поражать цели в Северной Америке крылатыми ракетами большой дальности. Самолет может появиться после 2020 года, сообщил источник ресурса mil.news.sina.com.cn .

Заметим, что создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что информации о H-20 крайне мало, но с учетом опыта США и СССР вряд ли у Китая получится совершить резкий скачок от H-6 к аналогу В-2 Spirit.

— Мне сложно поверить, что без промежуточных разработок можно совершить мощный рывок от Ту-16 и создать нечто совершенное. Возможно, внешне новый самолет и будет похож на американский стелс-бомбер, но конструктивно, скорее, будет аналогом B-1B и Ту-160. Гипотетически китайцы могли посмотреть все советские бомбардировщики — Ту-95, Ту-160 и Ту-22, которые были на Украине. Понятно, что украинцы никуда ничего не перегоняли, то чертежи и комплектующие вполне могли продать. То есть у китайцев была возможность получить доступ к последним советским наработкам, и, наверное, это упростило им работу над совершенствованием своих стратегов…

Другой вопрос — зачем ВВС НОАК бомбардировщик, выполненный с применением стелс-технологий. Американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Возможностей для обнаружения и перехвата китайских «невидимок», летящих через океан, у американцев намного больше. Понятно, что КНР нужен носитель крылатых ракет большой дальности, но насколько его необходимо делать малозаметным — вопрос.

«СП»: — Считается, что китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом их авиапрома.

— Да, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Вот наши и свои аналоги этих движков они могут поставить на обсуждаемый самолет, но понятно, что это — не самое последнее слово в двигателестроении.

Когда 5 лет назад ходили спекуляции вокруг российского ПАК ДА, то говорили, что он может получить двигатели АЛ-41Ф1, которые пойдут на ПАК ФА. Исходя из этого, можно допустить второй вариант — китайцы могут поставить на бомбардировщик четыре двигателя WS10A Taihang («Тайхан»), которые были разработаны и производятся в Шеньяне.

«СП»: — По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения…

— Бомбардировщики Xian H-6K несут CJ-10A — КРВБ большой дальности. Плюс на вооружении ВВС НОАК находится довольно большой арсенал управляемых авиабомб. Так что, с точки зрения вооружения у них есть все необходимое. Понятно, что и сейчас H-6 составляют основу китайской воздушной компоненты ядерной триады, но с появлением новых бомбардировщиков они ее просто укрепят более современным носителем. Что и нам, и американцам придется учитывать в своем военном планировании.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что по той информации, которая есть, КНР действительно работает над малозаметным бомбардировщиком, напоминающим по свой компоновке B-2.

— Но создание это бомбера займет длительное время, а пока что китайцы продолжают работать над новыми вариантами H-6 с возможностью дозаправки и т. д. Их желание иметь малозаметный стратег связано с географическим положением страны. Если между Россией и США — «пустая» Арктика, в небе над которой можно совершать вполне свободное патрулирование с готовностью пустить ракеты, то китайцам для пуска КРВБ нужно преодолеть первую и вторую «цепь» островов, где США имеют довольно плотное радиолокационное поле. Что-то типа усовершенствованных Ту-160 для них, безусловно, интересно, поскольку также имеет шанс на прорыв рубежей, но в целом их конечной целью является создание малозаметного бомбардировщика. Который был бы способен, во-первых, спокойно действовать над Тихим океаном и, а во-вторых, сыграть роль в обеспечении господства над морем.

В настоящее время китайцы на своих H-6, насколько им позволяет дальность, уже совершают полеты вглубь Тихого океана, подлетают близко к Японии, а когда у них появятся более мощные дальние самолеты, то, видимо, они начнут совершать полеты вблизи американских берегов. Насколько можно судить, пока они не оснащают крылатые ракеты ядерными боевыми частями, но их КРВБ примерно сравнимы с советскими Х-55, также создаются новые варианты ракет.

— Если китайцы действительно создают что-то вроде самолета B-2, то, очевидно, их интересует бомбардировщик прорыва, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Как известно, B-2 не осуществляют патрулирование: они тихо «сидят» на своих базах и вылетают либо на войну, либо на учения, о которых мы не узнаем. Стелс-самолеты никогда ничего не патрулируют в открытую — это бессмысленно. Но что точно конкретно делают китайцы — нельзя сказать в силу закрытости информации, ничего неясно до тех пор, пока самолет не получится в «железе».

То же касается и технологий, которыми располагает КНР по строительству бомбардировщиков и, по сути, их вооружения и оснащения боевых частей ракет — все это из разряда гаданий. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о примерном количество ядерных боеголовок на вооружении Китая. До сих печатаются оценки, мол, КНР обладает 200 ядерными боеголовками, что, конечно, полный абсурд. Понятно, что у нее как минимум их в 10 раз больше.

Но вообще непонятно почему американцы смогли собрать бомбардировщик B-2 еще в 1988 году и почему китайцы не могут сделать нечто подобное сегодня — с их бурным развитием военно-промышленного комплекса.

Дальнейшим развитием идеи сверхгигантов стали бомбардировщик АНТ-26 (ТБ-6) и пассажирский АНТ-28. Им предшествовал проект четырехдвигательного АНТ-24 с двигателями М-44 мощностью по 2000 л.с. АНТ-24 по массогабаритным параметрам стал переходным к АНТ-26 и по конструктивным решениям и летно-тактическим характеристикам явился наиболее рациональным из всей гаммы туполевских сверхгигантов. Но, к сожалению, он замыкался на весьма проблемный опытный двигатель М-44.


6 ноября 1929-го председатель НТК УВВС Дубенский напомнил Туполеву о желательности получить от ЦАГИ помимо присланной сметы, более подробные соображения по проектированию и постройке самолетов особого назначения. В письме от 13 декабря 1929-го ЦАГИ изложил более подробно свои взгляды по проектировавшимся самолетам-гигантам с полезной нагрузкой 10 и 25 т соответственно. ЦАГИ затрагивал следующие принципиальные вопросы создания самолетов в СССР, в том числе и сверхтяжелых: "В связи с тем, что постройка самолетов потребует новых материалов, не изготовляемых нашей промышленностью, ЦАГИ считает, что строительство не может базироваться на отечественных материалах и потребует для производства больших заграничных заказов".

Поскольку военные в лице УВВС продолжали настаивать на создании нового гиганта, способного транспортировать десятки тонн бомб и тяжелую боевую технику, в ЦАГИ работы по теме начали входить в привычное русло эскизного, а затем рабочего проектирования. Первые эскизы и выявление форм дальнего многомоторного с большой грузоподъемностью самолета были произведены в 1930-м, а уже в 1931-м самолет под шифром ТБ-6 начал фигурировать в официальных планах и программах с упоминанием летно-тактических характеристик, как в варианте для ВВС, так и для ГВФ.

Например, в программу ГВФ по ВАО (Всесоюзное Авиационное Объединение) на 1931 год включили ТБ-6 в пассажирском и грузовых вариантах, с коммерческой грузоподъемностью 15т и дальностью полета в 1500 км, со сроком изготовления первых двух самолетов в 1933-м (проект первоначально проходил с обозначением для ГВФ под шифром АНТ-26, затем АНТ-28).

Интересно, что в тактико-технические требования (ТТТ) НИИ ВВС на 1931 год внес тяжелые бомбардировщики, как дальнейшее развитие усовершенствования ТБ-3 с такими возможностями: бомбовая нагрузка до 20 т, горизонтальная скорость - 250 км/ч, радиус действия - 750 км.

При разработке системы оборонительного вооружения предлагалось заменить пулеметы на крупнокалиберные, с установкой боковых турелей, носовой сферической башни и кормовой огневой точки. Основное развитие тяжелого бомбардировщика должно было идти по линии наращивания бомбовой нагрузки, скорости и огневой оборонительной мощи.

В октябре 1931-го на заседании ВАО под председательством П.Баранова было принято решение форсировать изготовление ТБ-6 и окончить его постройку в конце 1932-го. К более-менее нормальному проектированию ТБ-6 ЦАГИ приступил лишь в марте 1932-го, сказывалась большая загрузка по другим машинам.

Вслед за первыми прикидками, наметившими основные габариты самолета и необходимые конструктивные материалы, ЦАГИ поднял вопрос о проектировании завода для серийной постройки самолета, о подготовке авиационного завода для ремонта ТБ-6 (вечный больной вопрос для нашей авиации), а также о подготовке металлургической промышленности к выпуску необходимых сортаментов стальных изделий.

В плане работ по ТБ-6 решался вопрос по проектированию нового авиационного завода № 124 в Казани, с производительностью до 200 тяжелых машин в год. Учитывая пожелания НИИ ВВС, ЦАГИ к октябрю 1932-го определил основные данные ТБ-6. Самолет должен был иметь длину 38 м, размах крыла - 95 м, полетную массу - 70 т. Из общей массы конструкции 31 т, 18т приходилось на молибденовые трубы и 4 т на прочие виды стали. В ходе дальнейшей проработки проекта в ЦАГИ постепенно сложилась компоновочная схема самолета, тип силовой установки, размещение оборонительного вооружения и т.д.

Восемь двигателей стояли в крыле, четыре - в двух тандемных установках под крылом, оборонительное вооружение (пулеметы ДА, ШКАС, крупнокалиберные ШВАК, пушки калибра 20-37 мм) размещалось в восьми установках. Для обеспечения необходимой путевой устойчивости, при значительных размерах самолета ввели два дополнительных киля, установив их на трети размаха стабилизатора.

Обшивка крыла - гофрированная, с большим шагом волны гофра, а у фюзеляжа - предполагалось выполнить гладкой. Шасси - полуубирающееся в специальные подкрыльевые обтекатели. С двигателями М-34 и М-34РН (820 л.с.) самолет должен был иметь: полетную массу - 72,5 т, массу пустого - 44,5 т, массу горючего -13 т, бомбовую нагрузку - 10 т, максимальную скорость на высоте 3500 м - 223 км/ч, дальность -1500 км.

Определив будущее лицо самолета и выявив исключительно большую потребность в дефицитных легированных сталях (в особенности в трубах), ЦАГИ информировал ВИАМ о возможности их производства и применения.

Имея незначительный опыт в конструировании самолетов таких гигантских размеров, ЦАГИ уточнил аэродинамические и вибрационные характеристики, для выяснения всех проблемных вопросов рекомендовал провести натурные летные эксперименты на летающей модели АНТ-26. В конце 1932-го приступили к проектированию пилотируемого планера. В 1935-м летчик-испытатель Б.Кудрин проводил на нем полеты, которые позволили уточнить характеристики, устойчивость и управляемость аппарата в полете. Первоначально, на период января 1933-го, вели проектирование только в одном военном варианте.

В январе 1933-го на совещании у Туполева совместно с представителями НИИ ВВС решался вопрос, как записано в протоколе совещания, "выявления физиономии самолета ТБ-6 в части вооружения и количества экипажа". В феврале 1933-го в НИИ ВВС утвердили более детальные требования к ТБ-6. По этим требованиям самолет должен был обладать следующими основными данными: полезная нагрузка - 19600 кг, максимальная скорость на высоте 5000 м - 250 км/ч, посадочная скорость - 70-80 км/ч, длина разбега - 300 м, длина пробега - 200 м, техническая дальность - 3300 км, практический потолок - 7000 м, бомбовая нагрузка - 15000 кг, экипаж - 17 человек.

Оборонительное вооружение оговаривалось следующее: три пушки "Эрликон" калибра 20 мм, одна пушка калибра 37 мм, один пулемет ДА, четыре пулемета ШКАС, три крупнокалиберных пулемета ШВАК. К этому следует добавить, военные предполагали, что можно подвешивать под ТБ-6 танки, орудия и другую крупногабаритную технику.

Постепенно ТБ-6, по замыслу заказчика, превращался в гигантский "транспортный сундук" военного назначения, который еще должен был бомбить и стрелять - некоторое подобие сказочного Змея-Горыныча. В изменение принятых в феврале 1933-го ТТТ, в марте 1933-го НИИ ВВС предложил ЦАГИ заменить двигатели М-34 на перспективные. В дальнейшем все работы ЦАГИ по ТБ-6 продолжались с моторами М-34ФРН (1200 л.с.). По ходу дальнейшего проектирования ЦАГИ постепенно уточнял проект в части технологии, масс и размерностей отдельных агрегатов. Полетная масса в нормальном варианте определялась в 71т, пустого - 45 т, из них на планер приходилось 31т.

Большая полетная масса самолета и естественное стремление конструкторов ЦАГИ обеспечить необходимую прочность отдельных элементов и всего самолета в целом, заставили искать соответствующего сортамента конструкционных материалов. В качестве такого основного строительного материала для ТБ-6 ЦАГИ наметил хромомолибденовые трубы, производство которых еще предстояло организовать на отечественных заводах. По расчетам ЦАГИ, подобные трубы должны были иметь диаметр до 200 мм, толщину стенок до 8 мм и длину до 8 м.

Глядя вперед, Туполев планировал в своих конструкциях применение труб диаметром до 300 мм с толщиной стенок до 20 мм и длиной до 12 м. Однако возможности изготовления их на советских заводах явно не совпадали со сроками постройки ТБ-6. По планам опытного строительства, срок годности ТБ-6 намечался на конец 1934-го, а задание на проектирование завода для производства хромомолибденовых труб было дано лишь в 1933-м. Поэтому ЦАГИ уже летом 1933-го предоставили право закупать требуемые трубы для ТБ-6 за границей. Но ЦАГИ продолжал "давить" на промышленность с целью получения от нее необходимых материалов, в независимости от западных поставок.

По планам опытного самолетостроения сроки выпуска ТБ-6 неоднократно менялись. Определенный ВВС РККА вначале выпуск самолета в 1932-м отодвинули на 1934-1935 годы. Последний срок выпуска ТБ-6 с 12 двигателями М-34ФРН утвердили на август 1936-го. Такой сдвиг по времени объясняется большой загрузкой ЦАГИ по более легким и более нужным самолетам, постепенному прозрению ВВС в отношении реальной боевой ценности супергигантов в условиях бурного развития средств ПВО. Наконец, наступил неминуемый финал в длинной истории туполевских бомбовозов. В июле 1934-го по распоряжению правительства работы по ТБ-6 приостановили, а затем его сняли с плана при общей технологической готовности самолета 16%.

Как отмечалось выше, в ОКБ велись работы над гражданскими вариантами АНТ-26 в пассажирской и грузовой модификациях. Коммерческая нагрузка определялась в 15 т, а дальность полета - 1500 км. Эти проекты под шифрами АНТ-26, а затем АНТ-28 прекратили на начальном этапе. Все силы ОКБ сосредоточили на военном варианте и в случае его успеха, работы над гражданскими модификациями могли быть продолжены, как это случились с другими самолетами ОКБ, прототипами которых первоначально были военные самолеты.

Подводя итог работе ОКБ Туполева по более чем пятилетнему развитию идеи создания сверхтяжелых грузоподъемных малоскоростных самолетов, можно сказать, что дальнейшая эволюция дальнебомбардировочной авиации оказалась за скоростными высотными тяжелыми машинами. Тому подтверждение появление вслед за проектами тихоходных супербомбовозов в ОКБ А.Н.Туполева проекта скоростного, но более легкого высотного бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7), превосходившего на момент своего появления многие машины аналогичного назначения передовых западных стран.

Размах крыла, м 95.00
Длина, м 39.08
Высота, м
Площадь крыла, м2 760.0
Масса, кг
пустого самолета 45000
нормальная взлетная 71000
топлива 10000
Тип двигателя 12 ПД М-34ФРН
Мощность, л.с. 12 х 1200
Максимальная скорость, км/ч
у земли 275
на высоте 225
Крейсерская скорость, км/ч 170
Практическая дальность, км 5000
Скороподъемность, м/мин 130
Практический потолок, м 5500
Экипаж 17
Вооружение: три 20-мм пушки, одна 37-мм пушка, один пулемет ДА, четыре 7.62-мм пулемета ШКАС, три 12.7-мм пулемета ШВАК.
максимально до 16000 кг бомб, нормально - 10000 кг

Источник текста -

Один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов - важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира - России, США, Китая - стремятся в этом отношении быть на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современнымии образцами техники, но также и заниматься перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации.

Сейчас в недрах многих мировых конструкторских бюро создается истребитель 6 поколения. Машины "младших" рангов уже вовсю летают и производятся. Их успели выпустить и россияне, и американцы, и, по некоторым данным, китайцы. И потому ключевым фактором конкурентоспособности национальных армий государств будет пополнение состава ВВС истребителем поколением выше. Когда ожидать появления таких машин?

Критерии 6 поколения

Собственно, исходя из каких критериев, новый истребитель может быть отнесен к самолетам 6 поколения? В числе основных, что называются экспертами - автономность полета. То есть машиной будет управлять не человек, а компьютер - в автоматическом режиме или посредством дистанционного взаимодействия с людьми. Вместе с тем, есть специалисты в области авиации, которые говорят о том, что истребитель 6 поколения может быть и пилотируемым. Вполне возможно, допускают эксперты, что машины новейшего класса будут выпускаться в двух технологических реализациях одновременно.

Есть версия, что американским авиаторам ближе беспилотная концепция, а российским, в свою очередь, та, в которой самолет будет управляться человеком. Конструкторы из США, как отмечается в ряде источников, рассчитывают тем самым придать истребителям невероятно высокую устойчивость к перегрузкам, так как робот их сможет выдерживать без проблем. Россияне же, в свою очередь, склонны считать, что ни один компьютер не способен управлять машиной на уровне человека. Однако в среде авиаконструкторов из РФ немало сторонников также и беспилотных концепций. Правда, как отмечают некоторые специалисты, по этой части российские инженеры несколько уступают западным коллегам. В подтверждение тому приводятся неудачные тесты последних моделей беспилотных аппаратов, созданных в РФ. И потому истребитель 6 поколения Россия, считают эксперты, с определенной вероятностью создаст на базе концепции, где управлять самолетом будет человек.

В числе других важнейших критериев перспективных машин эксперты называют также чрезвычайную малозаметность. Сегодняшний уровень технологий "стелс" обеспечивает защищенность самолетов от средств ПВО далеко не на 100%. Более того, если брать самые современные ЗРК, такие как, например, российский С-400, то "стелс" на существующем уровне - едва ли помеха для них. Однако истребитель 6 поколения, как ожидают эксперты, сможет оставлять не у дел даже самые технологичные средства ПВО за счет малозаметности. Кстати, дополнять вышеуказанный критерий могут средства защиты от ПВО (противоракеты, ложные цели и т.д.).

Следующий критерий - несоизмеримо более высокая скорость истребителя в сравнении с машинами предыдущих поколений. Если сейчас самые быстрые военные самолеты летают с показателем порядка 3 Мах, то разработки 6 поколения, как ожидается, смогут преодолевать порог в 5. Крейсерская скорость (без включения форсажной тяги) новейших истребителей, считают эксперты, будет определенно сверхзвуковой. Также набираться она сможет гораздо быстрее. Вполне возможно, крейсерская скорость истребителей будущего будет идентична сегодняшним форсажным скоростям - 1,5-2 Маха. Одна из вероятных характеристик двигателей, что будут установлены на сверхбыстрых истребителях - очень высокая экономичность. Благодаря ей самолеты смогут долго летать без дозаправки, и потому нести патрулирование на больших относительно своих баз расстояниях.

С конструкционной точки зрения машины 6 поколения, как полагают эксперты, будут очень эргономичными. Вполне возможно, что крыло, к примеру, будет в большей части вмонтировано в фюзеляж. Есть вероятность, считают специалисты, что принадлежащие к 6 поколению истребители мира не будут оснащены вертикальным оперением. Возможно, в основе конструкции самолетов будет концепция "летающее крыло" (подобно футуристически выглядящему B-2, что стоит на вооружении ВВС США).

Как же будут выглядеть новейшие истребители? Фото, которое ниже, может дать нам примерные ориентиры.

Машины 6 поколения, вероятно, будут сверхманевренными (в том числе при условии полета на огромных скоростях). Для этого во всех моделях будут установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги. Самолет должен будет легко маневрировать на углах порядка 60 градусов. Зачем самолету такое качество, если ближние воздушные сражения, скорее всего, будут маловероятны? Основная точка зрения на этот счет - сверхманевренность позволяет истребителям двигаться в рамках так называемых "противоракетных" траекторий. То есть, когда на подлете поражающая головка от ЗРК, машина может резко уйти в сторону. Зенитная ракета, тем самым, не успев просчитать этот маневр, попадает мимо цели.

Что еще добавится в новейших истребителях? Вполне можно ожидать появления в них более совершенного, в сравнении с существующими, механизма взаимодействия с наземными объектами. И не только наземными, но также и морскими, космическими, или даже подводными. Лучший истребитель в новейшем поколении, считают эксперты - это тот, который, прежде всего, сможет быстрее остальных обмениваться тактическими и стратегическими данными с командным пунктом и другими самолетами, получать информацию со спутников. Все это позволит пилоту опередить противника в принятии ключевых решений, влияющих на успешность выполнения боевой задачи.

Также, скорее всего, военные истребители 6 поколения будут оснащаться оружием с гораздо большим радиусом боевого применения, чем позволяют сегодняшние образцы. Есть версия, что именно за счет ресурсов для поражения целей с дальнего расстояния машины смогут выдержать противостояние с новейшими средствами ПВО. Например, будет возможен вариант с запуском боевой ракеты еще до того, как радар зенитного комплекса обнаружит самолет. Вероятно, новейшие машины будут оснащены не только ракетным оружием, которое в основном используется сейчас, но также и лазерными установками. Причем самого разного назначения: как тех, что предназначены для радио-электронной борьбы (выведение из строя вражеской авионики), так и тех лазеров, которые могут сами поражать цели. Вполне возможно, что оружие будет также и электромагнитным. А те ракеты, что предполагается ставить на машины 6 поколения, будут летать с такой скоростью, что системы ПВО попросту не смогут за ними "угнаться".

Будет ли лучший в мире истребитель?

Еще один интересный вопрос. Некоторые эксперты полагают - маловероятно, что кто-то из авиаконструкторов сможет создать объективно лучший в мире истребитель. К моменту, когда машины 6 поколения будут вводиться в строй, уровень технологий в них, как предполагается, будет примерно одинаковым. Примерно такая ситуация сейчас с истребителями 5 поколения. Российский Т-50 и американский F-22, в целом, по мнению многих специалистов, обладают очень схожим потенциалом и сопоставимым уровнем технологий. И это при том, что истребители 3 и 4 поколения, выпускаемые в РФ (а до этого - в Советском Союзе) в ряде случаев, как считают многие эксперты, были на голову выше американских аналогов и наоборот. Касательно 6 поколения, то, как полагают специалисты, если даже одни самолеты будут лидировать, скажем, в скорости, то нет никакой гарантии, что в других компонентах (например, в маневренности) они не уступят конкурентам. Очень важным будет фактор поддержки машин со стороны иных родов войск - космических, ПВО, ВМФ, в определенных задачах - также и сухопутных.

Нужен ли России самолет 6 поколения?

В среде экспертов в области авиации есть мнение, что истребитель 6 поколения и не нужен современным армиям, в том числе российской. В подтверждение приводится два основных типа аргументов. По первому из них - средства ПВО будут развиваться все-таки более интенсивно, чем крылатая техника. И потому совершенно нецелесообразно, полагают эксперты, создавать парк из новейших и, скорее всего, невероятно дорогих истребителей, раз их с высокой вероятностью собьют в ходе сражений.

Другой аргумент - технологии строительства современных военных самолетов, в принципе, достигли такого уровня, что сделать машину, которая была бы реально сильнее, проблематично. Российские машины Т-50, американские истребители F-22, а также, что вероятно, уже готовящиеся к выпуску китайские в принципе, в достаточной мере технологичны, чтобы обеспечивать потребности армий на десятки лет вперед, считают эксперты. В частности, такой параметр как отклоняемый вектор тяги, который будет, как ожидается, обязательным для самолетов 6 поколения, присутствует на многих современных машинах. А та самая сверхманевренность, о которой мы говорили выше, присутствует даже на некоторых истребителях 4 поколения. Не говоря о современных Т-50 и F-22. Кроме того, крейсерсая скорость обоих самолетов, как считают некоторые эксперты, вполне может достигать сверхзвуковых значений.

Опередившие свое время

Есть версия, что текущие модели истребителей рассчитаны на несение службы в течение 50 лет. Это косвенно подтверждается тем фактом, что самолеты даже предыдущего, 4 поколения, разработанные в середине 60-х, успешно служат в армиях ведущих военных держав мира до сих пор. Базовые их характеристики - скорость истребителя, вооруженность, маневренность - вполне отвечают, полагают эксперты, современным задачам. К таковым, в частности, относятся такие машины, как российский Су-30, американский F-14.

Есть также мнение, что даже некоторые самолеты 4-го поколения могут вполне успешно конкурировать в каких-то компонентах с перспективными разработками. В частности, к таковым некоторые эксперты причисляют истребители России - в новейших модификациях. К тому же существующие машины (как 4, так и 5 поколения) обладают, как считают многие специалисты, колоссальным потенциалом для модернизации. И потому многие функции из числа тех, что ожидается увидеть в перспективных самолетах, вполне можно "привинтить" к образцам предыдущего поколения истребителей.

Когда появятся новые машины?

Когда же появятся самолеты нового класса? По прогнозам экспертов, тестовые испытания таких машин возможны в пределах ближайших 10 лет, запуск в производство реален в течение 20. Есть версия, что первый истребитель 6 поколения построят американцы. Тому способствует прежде всего колоссальный военный в разы превосходящий тот, который есть в распоряжении у России и Китая, даже если их суммировать. Также у США есть завидный, по мнению многих экспертов, технологический потенциал.

Хотя, как отмечают некоторые специалисты, не все у американцев настолько позитивно. В частности, многие эксперты критикуют существующие передовые разработки из США - тот же F-22, а также перспективный F-35 (который, к слову, не относится к 5 поколению, что может косвенно подтвердить отсутствие заинтересованности конструкторов в выходу на 6 уровень).

Существующие прототипы: американские концепции

Какие есть прототипы машин 6 поколения? Каким предполагает быть лучший в мире истребитель новейшего класса?

К таковым некоторые эксперты причисляют проект F/A-XX, разрабатываемый компанией Boeing. Предполагается, что это будет палубный истребитель для который можно будет задействовать в широком спектре боевых задач. Прототип машины был представлен миру инженерами Boeing еще в 2008 году. Особенность конструкции самолета заключается в том, что у него нет вертикального оперения, в то время как им обладают почти все современные истребители. Фото необычного F/A XX ниже.

Крылья аппарата, как отмечают эксперты, похожи на таковые элементы F-22. В кабине перспективного самолета, исходя из представленного макета, предусмотрено два места для пилотов. Первый, как полагают специалисты, будет управлять истребителем, а второй - наводить входящие в комплект вооружения. Многих экспертов, вместе с тем, смутил большой заявленный вес машины - 45 тонн. Впрочем, есть мнение на этот счет - на тяжелый корпус можно установить более мощный двигатель, за счет чего увеличить общую тяговооруженность аппарата. Двигатель, который, возможно, будет стоять на F/A-XX - тот же, что установлен на F-35. Что еще раз подтверждает тот факт, что многие сегодняшние технологии уже соответствуют критериям 6 поколения. Ожидаемый запуск F/A-XX в производство - середина 2020-х годов.

Спустя несколько лет после первого показа F/A-XX публике компания Boeing ознакомила мир с обновленной версией своей концепции машины 6 поколения. Согласно проекту, самолет предполагает выпускаться как раз таки в двух технологических версиях - беспилотной и той, где управлять аппаратом будет человек. Предполагается, что самолет сможет заменить истребители четвертого поколения типа F-18 в течение ближайших десятилетий.

Корпорация Boeing, между тем, имеет еще одну концепцию истребителя 6 поколения. Это машина F-X. Предназначена она уже не для ВМФ, а конкретно для военно-воздушных сил США. Предполагается, что данный самолет заменит F-22. Главным преимуществом машины называют очень высокую скорость.

Известно, что другой американский авиагигант - - также подготовил свою концепцию. Правда, фактов о перспективном самолете от этой фирмы пока очень немного. Есть, разве что, только сведения о том, что машина будет выпускаться по интегральной аэродинамической концепции.

Американцы, как считают некоторые эксперты, имеют примерные ориентиры по срокам ввода истребителей 6 поколения в строй. Максимум, сколько готовы ждать США - до конца 2030-х годов. В свою очередь, переоснастить армию американцы планируют в течение 20 лет после запуска самолетов в серийное производство.

Самолет из Европы

В числе заметных европейских прототипов самолета 6 поколения - разработка концерна Dassault nEUROn. Правда, все, чем пока могут похвастаться инженеры этой фирмы - неплохой беспилотник, созданный с применением "стелс"-технологии. Он был показан миру в 2012 году. Однако те инженерные наработки, что были в нем реализованы, полагают эксперты, могут стать основой для создания полноценной машины 6 поколения.

Китайский проект

В данный момент авиаконструкторы из КНР дорабатывают истребители 5 поколения. Речь идет о самолетах J-20 и J-31. Пока, как считают эксперты, китайские инженеры не будут сильно отвлекаться на перспективные разработки, однако есть факты, подтверждающие некоторую заинтересованность конструкторов из КНР в создании машины 6 поколения. Так же как и европейцы, инженеры из КНР создали высокотехнологичный беспилотник, который был назван Lijian, характеризующийся низкой заметностью для радаров. На основе этой разработки, считают эксперты, вполне может быть сконструирован перспективный реактивный истребитель. Возможно, что он в определенной степени будет соответствовать критериям 6 поколения.

Японский прототип

Конструкторы из Японии, как сообщается в ряде источников, также занимаются вопросами создания истребителя новейшего класса. Считается, что основой для машины будет экспериментальный ATD-X. Есть версия, что истребитель 6 поколения японцы будут строить в союзе с конструкторами из США. Эксперты называют машину ATD-X образцом, который вполне может стать основой для реализации самых передовых технологий будущего. Включая разработку истребителя 6 поколения.

Российская концепция

Как обстоят дела в отечественной конструкторской школе? Есть ли шанс, что в скором времени появится 6 поколения? Известно только то, что планы по созданию такой машины есть у военного руководства страны. Есть некоторые сведения о том, что разработками в этом направлении занимается компания "Сухой". Правда, о возможных сроках начала разработки и ввода подобного самолета в производство пока мало что известно. Сегодня все ресурсы отечественных разработчиков брошены на другие истребители России - Т-50, относящийся к 5 поколению, а также на модернизацию машин, принадлежащих к более старшим моделям. Но в среде экспертов есть версия, что именно Т-50 может стать основой для создания самолета 6 поколения.

Выше мы уже сказали, что российские конструкторы могут начать создание перспективной машины как на беспилотной основе, так и на базе технологий, предусматривающих участие в управлении самолетом человека. Если приоритетным будет выбран первый вариант, то в качестве базы наработок может быть использован аппарат типа "Скат", созданный ОКБ МиГ. Использованные в нем технологии, как считают специалисты, вполне могут содействовать тому, чтобы российский истребитель 6 поколения появился в обозримом будущем.

При этом в СМИ есть сообщения о том, что первый прототип машины 6 поколения, созданный инженерами из РФ, появится в ближайшие 10-12 лет. Этим, вероятнее всего, будет заниматься Объединенная авиастроительная корпорация. При этом отмечается, что у российских авиаконструкторов есть шанс обогнать США, которые запланировали создать самолет аналогичного класса на 2030-е годы. Вместе с тем, как отмечают эксперты, инженеры из РФ еще не определились с точной концепцией перспективного истребителя, считая, что ее разработка - вопрос в большей степени научный, чем конструкторский.



error: Контент защищен !!