Поместные церкви в православии список. Главы канонических церквей поддержали рпц в вопросе украинской автокефалии

Александр Дворкин

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, их решает либо поместный, либо Вселенский собор. На поместных соборах обычно председательствует первоиерарх - епископ (он может носить титул Архиепископа, Митрополита или Патриарха) столичного или исторически важнейшего в стране города, являющийся Предстоятелем поместной Церкви, первым среди равных ее епископов.
В настоящее время Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных церквей. (Автокефальной называется Поместная Церковь, сама избирающая своего предстоятеля; автономной называется Церковь, пользующаяся широким самоуправлением).

1. Константинопольский Патриархат. Предстоятель: Святейший Варфоломей, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Резиденция - Истанбул. По сравнению с Х в., когда в юрисдикцию Вселенского Патриарха входило 624 епархии, сейчас она значительно уменьшилась в размерах. В нее входят 4 митрополии в Турции, Крит и ряд островов Эгейского архипелага, а также, чисто номинально, епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; Афонский полуостров, автономная Церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная группировка, так называемая Парижская Архиепископия, или “Евлогианская Церковь” (по имени ее первого предстоятеля митрополита Евлогия), также принадлежит Вселенскому Патриархату. Богослужения неподвижного круга (т.е. праздников, приходящихся на определенную дату) в большинстве епархий, входящих во Вселенский Патриархат, совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляет Святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки эмигрантских епархий.

Автономная Финляндская Православная Церковь . Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский.

2. Александрийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция - Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс.

3. Антиохийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция - Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки.

4. Иерусалимский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция - Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви - греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных - арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский.

5. Русская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция - Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь , возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь , возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

6. Грузинская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Илья П, Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Резиденция - Тбилиси. К недавнему времени Грузинская Церковь состояла из 15 епархий. Ее территория практически совпадает с территорией республики Грузия. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебный язык: старогрузинский. Ряд приходов использует церковно-славянский, греческий и др. языки.

7. Сербская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. Резиденция - Белград. Церковь имеет 28 епархий, из которых 21 в пределах бывшей Югославии, а 7 за ее рубежами: в США, в Канаде, в Центральной и Западной Европе и в Австралии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и сербский. В некоторых приходах в странах рассеяния используются и местные языки. До недавнего времени в США существовала “Дионисиевская” сербская епархия, считавшая себя независимой, обвинявшая Сербский Патриархат в сотрудничестве с коммунистическими властями и не имевшая с ним евхаристического общения. Несколько лет назад состоялось примирение и “дионисиевцы” вернулись в лоно матери-Церкви.

Также канонической частью Сербской Церкви является самопровозглашенная “Автокефальная Македонская Православная Церковь “. Ее решение об автокефалии не было признано ни одной из поместных православных Церквей, что делает невозможным сослужение с ее иерархами и священниками. Однако православным мирянам не возбраняется участвовать в таинствах Македонской Церкви. Предстоятелем Македонской Церкви является Архиепископ Скопльский и всея Македонии. В нее входит 6 епархий, одна из которых состоит из македонских приходов в странах рассеяния (т. наз. Американо-Канадская-Австралийская епархия). Богослужения неподвижного круга совершаются на церковно-славянском и македонском языках.

8. Румынская Православная церковь. Предстоятель: Блаженнейший Феоктист, Патриарх Всея Румынии, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Архиепископ Бухарестский. Резиденция - Бухарест. Территориально границы Румынского Патриархата практически совпадают с границами Румынии. Он делится на 5 митрополий, в состав которых входит 12 епархий. Имеются также Западно-Европейская и Северо-Американская епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: румынский.

9. Болгарская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Максим, Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский. Резиденция - София. В пределах республики Болгария Патриархат разделен на 11 митрополий (епархий). Имеются две епархии за пределами Болгарии: в Америке и в Австралии, отдельные приходы в Венгрии, Румынии, Австрии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и болгарский.

10. Кипрская Православная Церковь. Предстоятель: Блаженнейший Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция - Никозия. Пределы Кипрской Церкви ограничиваются о. Кипром. Вместо прежних 15 епархий Кипрская Церковь сегодня состоит из 5 митрополий и 1 Архиепископии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

11. Элладская Православная Церковь. Предстоятель:Блаженнейший Серафим, Архиепископ Афинский и всея Эллады. Резиденция - Афины. Административно Церковь разделяется на 77 епархий. Иерархи подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в “Старой Греции”) и иерархов Вселенского престола (на так называемых “новых территориях”, вошедших в состав Греции в начале века). Большая часть островов Эгейского и Критского морей находится в юрисдикции Вселенского Патриархата. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

12. Албанская Православная Церковь. Границы ее совпадают с границами албанского государства. В 60-е годы нашего века Албанская Церковь состояла из 5 епархий (4 в Албании и одна в США). В конце 70-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков. Конституция 1976 г. запрещала любые религиозные организации, религиозную деятельность и пропаганду. Лишь после падения коммунистического режима началось восстановление Церкви. Ее нынешний предстоятель: Блаженнейший Анастасий, Митрополит Тираны и Дурреса, Архиепископ всея Албании. Резиденция - Тирана. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: албанский и византийский греческий.

13. Православная Церковь в Польше. Предстоятель: Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и Всея Польши, его резиденция - Варшава. Границы митрополии совпадают с границами Польской республики. Церковь состоит из 4-х епархий. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в некоторых приходах по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и польский.

14. Православная Церковь в Чехии и Словакии. Предстоятель: Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехии и Словакии, его резиденция - Прага. Каноническая территория Церкви занимает государства Чехия и Словакия и разделяется на 4 епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в ряде приходов по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский, чешский и словацкий.

15. Православная Церковь в Америке. Предстоятель: блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Резиденции - местечко Сайоссет близ Нью-Йорка и Вашингтон. Это - самая молодая из поместных православных Церквей. Православие было принесено на американскую почву русскими миссионерами - валаамскими монахами, прибывшими на Аляску в 1794 г. С тех пор оно распространилось на весь американский континент. С самого начала своего существования американское православие носило мультиэтнический характер. За исключением коренных народов Аляски, обращенных русскими миссионерами (алеуты, эскимосы, индейцы-тлинкиты), Церковь состояла из эмигрантов, прибывших в Америку со всех концов православного мира: с Балканского полуострова, из Сирии, Палестины, восточных провинций Австро-Венгрии, России и т.д. Все они были объединены под священноначалием Русской Православной Церкви в Северной Америке, что признавалось законным всеми поместными православными Церквами.

Церковь росла. В конце XIX в. большая группа карпаторосских униатских приходов, образованных выходцами из Австро-Венгрии, вернулась в лоно Православия. В связи с ростом числа православных административный центр епархии был перенесен из Новоархангельска (ныне Ситха) на Аляске в Сан- Франциско, а затем в Нью-Йорк.
С самого начала объединяющим языком для всех американских православных был английский. Это отметил архиепископ Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, канонизирован в 1989 г.), возглавлявший североамериканскую епархию с 1898 по 1907 г. Под его руководством был совершен перевод богослужебных книг на английский язык. Он также созвал Первый церковный Собор епархии, преобразовавший ее в “Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской”. К началу Первой мировой войны Церковь располагала четырьмя викариатами: Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), монастырь, духовную семинарию, богоугодные заведения, школы. Эта полнота церковной жизни в Америке побудила архиепископа Тихона рекомендовать предоставление Американской Церкви широкой автономии, а затем и автокефалии.

После октябрьского переворота в России была нарушена связь американского Православия с матерью-Церковью. Эмигрантская Церковь пока еще не имела достаточно средств для самостоятельного существования. Многие приходы обратились за поддержкой в страны своего происхождения. Именно поэтому началось совершенно неканоническое “расползание” Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 г. без ведома и канонического согласия Русской Церкви была учреждена в Америке греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие.

Лишь после окончания Второй мировой войны начался, хотя и медленно, обратный процесс. С Русской Православной Греко-Кафолической Церковью воссоединилась албанская епархия, большое количество болгарских приходов, организованных в отдельную епархию, и румынские приходы, также составившие отдельную епархию. В 1970 г. фактическая самостоятельность РПГКЦ была признана Русской Православной Церковью, даровавшей ей автокефалию. Тогда Церковь приобрела свое нынешнее название: Православная Церковь в Америке.

Сегодня ПЦА располагает 14-ю епархиями (в том числе одной Южноамериканской), Мексиканским экзархатом и благочинием в Австралии. В Церкви насчитывается более 550 приходов и около миллиона паствы. Основным богослужебным языком является английский. Кроме того, на приходах используются и другие языки, в зависимости от пожелания прихожан. За исключением Аляскинской епархии, где богослужения совершаются по юлианскому календарю, используется григорианский календарь.

В настоящее время на территории Америки имеются следующие канонические юрисдикции: Греческая архиепископия Вселенского Патриархата (до 600 приходов): ПЦА; Антиохийская архиепископия (ок. 200 приходов) и более мелкие: Сербская архиепископия, Румынская епархия, Болгарская епархия, Карпаторосская епархия (Вселенский Патриархат) и Украинская епархия (Вселенский Патриархат). Все они имеют полное евхаристическое общение друг с другом. Все признают положение, исторически сложившееся в странах православного рассеяния, ненормальным и предпринимают совместные энергичные усилия для восстановления канонического единства.

Кроме того, существует и ряд неканонических (т.е. не признанных ни одной Православной поместной Церковью) церковных группировок, в силу ряда причин отпавших от полноты Вселенского Православия. Из них крупнейшими являются следующие: т. наз. Автокефальная Украинская Церковь (более известная под названием “Самосвятская”) с центром в Нью-Джерси и Русская Православная Церковь за рубежом (более 300 приходов по всему миру, из них не более 100 в США) с центром в Нью-Йорке. Кроме того, в США имеется несколько так называемых “старостильных” греческих группировок, имеющих все признаки сектантства. Как Русская Православная Церковь за рубежом, так и греческие “старостильники” считают, что лишь они сохранили Православие во всей его чистоте, запрещают своим сторонникам принимать участие в таинствах других православных Церквей и не допускают к таинствам членов других православных Церквей.

16. Особое положение в семье Православных церквей занимает Синайская Церковь , состоящая из одного монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове и возглавляемая Архиепископом Синайским и Раифским. Он избирается насельниками монастыря и хиротонисуется Патриархом Иерусалимским. Во всех своих внутренних делах монастырь пользуется абсолютной самостоятельностью.

Пятнадцать патриархатов.
Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого тысячелетия после рождения Иисуса Христа. Первой православной церковью является Константинопольская. Была основанна апостолом Андреем около 38 г. получившая в 381 г. статус автокефальной Архиепископии.С 451 г. является Патриархатом. Первым упоминанием о православии на территории Руси упоминается в “Слове о Законе и Благодати” 1037-1050гг. Официальным же годом разделения на православную и католическую считается 1054г.
На данный момент к патриархатам православной церкви относится 15 автокефальных церквей. Одной из самых значимых, несмотря на то, что официально они все равны, является Русская православная церковь (Московский патриархат).Она является самой крупной из себе подобных в мире. Её возникновение связанно с Крещением Руси в 988г.После упадка Киева в связи с разгромом в 1240г. татаро-монголами митрополит Максим Киевский перенёс резиденцию в Владимир-на-Клязьме, А с 1325г. и по сегодняшний день эта честь принадлежит Москве. По численности верующих московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые - около 80 млн. чел. В остальных 14 автокефальных православных церквях численность верующих варьируется в районе 50-60 млн.
Константинопольская православная церковь (Вселенская патриархия). Возникла после переноса императором столицы из Рима в небольшой по тамошним меркам город – Константинополь. Одна из первых получила статус патриархата православной церкви. После окупации турками в 1453 г. резиденция патриарха была перенесена в город Фанар. На данный момент прихожане Константинопольской церкви исповедуют во многих странах мира. Их суммарная численность более 2 млн. человек.
Александрийская православная церковь. Принято считать, что была основана апостолом Марком около 42 года н.э. С 451 года епископ получил титул патриарха. В результате раскола, происшедшего в конце V века, образовалась Коптская церковь. Патриархат Александрии распространил своё влияние практически по всей Африке. Резиденция находится в Александрии. Численность верующих - около 7 млн. человек.
Антиохийская православная церковь. Основана в 30-е года н.э. апостолами Петром и Павлом в Антиохии. Под её юрисдикцию попадают 18 епархий, находящиеся в Сирии, Турции, Иране, Ираке и др. странах. Резиденция патриарха Антиохии располагается в Дамаске.
Иерусалимская православная церковь. По преданиям первое время возглавлялась родственниками Иисуса Христа, основана в 60-х годах.. Первым епископом считается апостол Иаков. Во время крестового похода, в XI веке, на православную церковь оказывали сильное давление. Патриархи Иерусалимские были вынуждены покинуть свою резиденцию и управляли из Константинополя. Под юрисдикцию попадают территории Израиля, Иордании и Палестины. Численность последователей сравнительно мала, на данный момент их не более 130 тыс. человек.
Грузинская православная церковь. Одна из наиболее старых православных церквей. В 1811г. на правах экзархата вошла в Московский патриархат. Автокефалия была признана только в 1943г. Под юрисдикцию попадает территории Грузии и север Турции. Численность верующих достигает 4 млн чел.
Сербская православная церковь. Глава церкви носит титул Патриарх Сербский. Получила автокефалию в 1219г. Число верующих около 10 млн. чел. Распространяет своё влияние на Сербию, Македонию и Хорватию.
Румынская православная церковь. В III веке зародилось христианство на территории Румынии. Резиденция расположилась в Бухаресте во главе с Патриархом Румынским. В 1885 г. официально получила автокефалию. Является 2 после Московского патриархата по численности верующих – 16 млн. чел. Помимо Румынии частично имеет влияние на Молдавию и Украину.
Болгарская православная церковь. На территории Болгарии христианство появилось практически сразу после рождения. В 870 году, после четырёхлетнего спора с Римской церковью добилась автономии. Только в 1953 г. была признана патриархатом. Не смотря на то, что под юрисдикцию попадает только территория Болгарии, число верующих составляет около 8 млн. человек.
Кипрская православная церковь. Основана апостолами Павлом и Варнавой в 47 году. Первое время была епархией Антиохийской церкви. Автокефалию получила в 431г. Из-за арабского ига и частых оккупаций православие на Кипре не получило широкого распространения, на данный момент численность последователей около 400 тыс. чел.
Элладская православная церковь. Один из самых поздних патриархатов. Автокефалия была получена в 1850 г. Под её юрисдикцию попадает Греция с резиденцией в Афинах. Число верующих не превышает 8 млн. человек.
Албанская и Польская православные церкви обрели автономию в 1926 г. и 1921 г. соответственно. Суммарное число верующих около 1 млн. чел.
Чехословацкая православная церковь. Массовое крещение началось в начале X века. В 1951г. получила автокефалию от Московского патриархата, но только в 1998г. была признана Константинопольской церковью. Резиденция расположилась в Праге, численность верующих не превышает 200 тыс. чел.
Последней православной церковью получившей патриархат является православная церковь в Америке. Распространена на территории США и Канады. В 1906 г. её глава, Тихон Белавин, открыл вопрос о присвоении автокефалии, но в связи с его отставкой в 1907 г. вопрос так и не был решён. Вновь этот вопрос поднялся лишь в 1970 г. Численность прихожан составляет около 1 млн. чел.

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Беседовала Наталья Горошкова

Автокефа́лия (от греч. αυτο"ς + κεφαλη" - "сам" + "голова" = "самовозглавление") - наиболее полное самоуправление (в отличие от более ограниченного автономного самоуправления), административная независимость поместных Церквей

С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь . Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частями Вселенской Церкви , пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями , без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

  • праве издания своих законов и правил (таких как Уставы (Положения) поместных Церквей)
  • самостоятельном определении своего устройства и управления
  • самостоятельном освящении для себя святого мира
  • праве самостоятельно канонизировать своих святых
  • составлении и введении в употребление новых чинопоследований и песнопений (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах)
  • независимости в принятии решений в административной сфере
  • самостоятельности в области церковного суда
  • праве созывать свои Поместные Соборы
  • праве инициирования созыва Вселенского Собора

Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь , возглавляемая своим предстоятелем , являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви , к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:

  • догматов - только Вселенской Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины
  • канонов - применяя святые каноны к местным условиям, их соблюдают все поместные Церкви; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви
  • богослужения - литургическая жизнь каждой поместной Церкви должна соответствовать единому догматическому учению и стремиться к единообразию в основных нормах; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви

Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи , оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия , к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения . Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом .

Известный канонист епископ Далматинский Никодим (Милаш) пишет: "Единство Вселенской Церкви состоит... в единстве веры между Поместными Церквами , в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении " .

Развитие понятия

Административная самостоятельность была изначально присуща каждой отдельной поместной Церкви . Церкви основанные апостолами были независимы сами по себе, в силу своего возникновения в некой обособленной местности. Средоточием проповеди и церковной жизни таких Церквей обыкновенно были важнейшие города - в первую очередь провинциальные столицы-митрополии Римской империи . Христианские общины прилежащих земель, обязанные своим рождением проповедникам из апостольских Церквей чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет. Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые столичными первоепископами. В итоге большинство древних митрополий - обычно соответствовавших римским провинциям - являлись по существу автокефальными. По словам Феодора Вальсамона : "в древности все митрополиты епархий были независимы (автокефальны) и рукополагаемы были своими собственными Соборами ." Одновременно за несколькими наиболее важными кафедрами, такими как Римская , Александрийская и Антиохийская , существовало и определенное преимущество.

После утверждения Христианства в качестве господствующей веры в Римской империи пошло упорядочение церковного управления. На II Вселенском Соборе вторым правилом было запрещено "областым епископам" простирать свою власти "на Церкви, за пределами своея области...яко дела каждой области благоучреждать будет Собор той же области ." В то время такими самостоятельными церковными областями, по оценке профессора С. В. Троицкого , "были Церкви если не во всех Римских провинциях (а их было около 100), то во всяком случае во всех 14 диоцезах Римской империи " . Однако, вопреки этому правилу, на деле в эпоху Вселенских Соборов произошла консолидация почти всех поместных Церквей вокруг главнейших городов, чьи архиереи получили титул патриархов . При правоверном царе Юстиниане Великом в веке была выражена формула устройства Вселенской Церкви как пентархии - "пятивластия" патриархов, хотя на деле количество самостоятельных поместных Церквей никогда не было сведено к пяти Патриархатам.

Термин "автокефалия" также был введен в церковный обиход в эпоху Вселенских Соборов. В канонах он не использовался , а в общем восточно-римском употреблении имел не менее трёх различных смыслов, как церковных так и светских. С века известно употребление этого слова для обозначения вплоне административно независимой поместной Церкви - около года в своей "Церковной истории" Феодор Чтец называет так Кипрскую Церковь . Старейшие известные списки епархий Константинопольской Церкви , вероятно относящиеся к VII веку, содержат другое употребление. Здесь "автокефальными архиепископами " называются те архиереи, которые подчинялись непосредственно патриарху, в противоположность "зависимым епископам ," которые были подчинены местным митрополитам . Наконец, известо и третье, светское употребление этого термина - царь Константин Багрянородный в веке называет так самостоятельные города Далмации .

Отчасти схожим был процесс размножения автокефальных церковных областей в Австро-Венгрии , за тем главным отличием что империи удавалось удерживать православные меньшинства в рамках одного государства. В году власти пошли навстречу давним требованиям румын и позволили выделение из Карловацкой Церкви самостоятельной румынской Трансильванской Митрополии . В году из Карловацкой Церкви была также выделена Буковинская Митрополия , объединившая православных в Австрии . Таким образом за столетие перед годом количество автокефалий в составе Православной Церкви выросло с 8 до 14.

Первая мировая война ; последовавший за ней революционный распад Российской , Османской и Австро-Венгерской империй; проведение принципа "национального самоопределения" при политическом переустройстве Восточной Европы - всё это выразилось в значительных сдвигах автокефальных областей Православной Церкви. Новые условия позволили сербам и румынам объединиться в раках единых государств-наций, в связи с чем произошло слияние соответствующих поместных Церквей. В - годах прошло слияние Сербской (Белградской) , Карловацкой , Черногорской , автономной Боснийской (от Константинополя) и части Буковинской Церквей в единый

Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?

Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».

Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».

Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.

В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов?.. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!

Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:

  1. Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
  2. Александрийская (включает всю территорию Африки).
  3. Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
  4. Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
  5. Русская (страны СНГ).
  6. Грузинская (Грузия).
  7. Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
  8. Румынская (Румыния).
  9. Болгарская (Болгария).
  10. Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
  11. Элладская (Греческая) (Греция).
  12. Албанская (Албания).
  13. Польская (6 епархий на территории Польши).
  14. Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
  15. Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).

На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).

Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.

У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.

Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.

При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.

Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.

Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.



error: Контент защищен !!