Поместные православные церкви. Современные Православные Церкви (справка)


Господь наш Иисус Христос – говорит Православная церковь. Именно он – основатель и глава всех Православных церквей в мире. Это основано на Писании: «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его…». (Еф. 1:22−23)

Административного же, единого главы нет, в отличие от католицизма. Не существует в православии и единого духовного центра, каждая Православная церковь рассматривает себя как кафолическую (то есть каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь) и является автокефальной (от греч. auto – «сам», kephale – «голова»), то есть самостоятельной, административно независимой Поместной церковью.

При существовании Византийской империи главой всех православных христиан был патриарх, ему были подчинены номинально автокефальные патриархии Александрии, Антиохии и Иерусалима – одни из древнейших православных церквей мира. Сегодня же каждый патриарх всех православных церквей – это предстоятель, т.е. епископ, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. А его именование первоиерархом или первосвятителем означает первенство по чести среди других равных ему по благодати иерархов.

Что касается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действительно, он не глава всей Православной церкви, но Русская православная – крупнейшая из Поместных православных церквей в мире. Отсюда, вероятно, и значимость встречи Кирилла с Папой Римским Бенедиктом, главой крупнейшей из всех существующих христианских церквей, для православных и католиков России и мира, тем более что это была первая встреча в истории.

Каноническое достоинство православных автокефальных поместных церквей мира отражено в официальном перечне – диптихе чести. РПЦ занимает в нём пятое место.

Во главе списка стоит Константинопольская православная церковь (другое название – Вселенская церковь, или Вселенская патриархия). Возникла она после того, как в 330 году император Константин (Konstantin I) перенёс столицу из Рима в маленький греческий город Византий, названный им Новым Римом, но вскоре переименованный в Константинополь. Константинопольский патриарх считается вселенским, но у него нет права вмешиваться в деятельность других церквей.

Вторая в списке – Александрийская православная церковь, или Греко-православный патриархат Александрии. Это одна из древнейших и влиятельнейших православных церквей, которая возникла в 30-е гг. I в. Её основателем считается апостол Марк. После раскола в V в. из этой церкви образовалась Коптская церковь.

Следующая в диптихе чести – Антиохийская православная церковь, основанная в 30-е г. I в. в древнесирийской Антиохии, где родился и получил образование Иоанн Златоуст, а ученики Христа впервые были названы христианами.

Ещё одна Православная церковь – Иерусалимская (Греко-православный патриархат Иерусалима) считается матерью всех христианских церквей: она сформировалась в месте возникновения самого христианства, его распространение началось также оттуда. По преданию, начало общины связано с именем Якова, брата Иисуса Христа.

Среди древнейших православных церквей – Грузинская: на территории Грузии христианство начало распространяться в первые века н. э.; Апостольская церковь Армении – первым, поставленным непосредственно апостолами Фаддеем и Варфоломеем епископом был в 68−72 гг. Закария, к тому же именно в Великой Армении в 301 году христианство впервые было объявлено государственной религией; Румынская православная церковь – на территории Румынии христианство возникло во II−III вв.; Кипрская – первые христианские общины на острове были основаны в начале нашей эры св. апостолами Павлом и Варнавой.

Кстати, сегодня в мире порядка 250−300 млн человек, которые живут во многих странах мира, в том числе Японии, на Алеутских островах, в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Корее.

И ещё одно кстати: в июне 2016 года на греческом острове Крит впервые за тысячу с лишним лет состоится Всеправославный собор. Он готовился более полувека.

Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой из них? Данная публикация призвана немного прояснить этот вопрос.

Здесь вы не найдёте развёрнутых докладов о положении дел в той или иной Церкви, но немного статистики и интересных фактов дадут вам представление о том, чем и как живут Православные Церкви в разных странах мира.

Церковь Христова

Исторически сложилось так, что единая Церковь, основанная Спасителем, делится на ряд православных общин по территориальному принципу. Эти общины находятся между собой в общении через богослужение, молитвы друг за друга и дипломатические контакты. Они признают друг друга абсолютно равными и разрешают возникающие затруднения посредством совместных обсуждений на Церковных соборах.

Каждая канонически признанная часть единой Церкви имеет свою иерархию (епископов), непрерывная цепь рукоположений которых восходит к самим апостолам, и томос об автокефалии (особый документ о самостоятельности), выданный материнской Церковью или является древней кафедрой, напрямую основанной апостолами.

В настоящее время, в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей : Константинопольская Церковь, Александрийская Церковь, Антиохийская Церковь, Иерусалимская Церковь, Русская Церковь, Грузинская Церковь, Сербская Церковь, Болгарская Церковь, Румынская Церковь, Кипрская Церковь, Элладская Церковь, Албанская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии и Американская Церковь.

В совокупности, численность православных христиан в мире на сегодняшний день оценивается в 225-300 000 000 человек.

Самой крупной Церковью является Русская (180 000 000 верующих), самой древней – Иерусалимская (основана в день Пятидесятницы апостолами Петром и Иоанном), самой молодой – Американская (получила автокефалию в 1970 году), первенствующей по чести – Константинопольская (после отпадения Римской в 1054 году), первенствующей в миссионерстве – Александрийская (с конца 1930-х годов паства выросла в сотни раз).

Одной из крупнейших проблем современной Церкви является наличие у нескольких патриархатов епархий в диаспорах. Это приводит к существованию на одной и той же территории (например, в США, Канаде, Западной Европе или Австралии) одновременно епископов двух, трёх или даже шести разных Поместных Церквей, что создаёт благоприятную почву для конфликтов.

Русская Церковь

К канонической территории Русской Православной Церкви относится 16 государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Китай, Япония и Монголия.

В Московский патриархат входит ряд самоуправляемых Церквей: Русская Православная Церковь за границей, Украинская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь.

Русская Церковь насчитывает порядка 300 епархий, 1 000 монастырей, 35 000 приходов, 40 500 священнослужителей и около 180 000 000 верующих.

С конца XX столетия усилия Церкви сосредоточены на просвещении жителей на территории бывшего СССР, особенно молодёжи, за годы советской власти во многом утративших христианские традиции и веру. В последние годы Церковь также предпринимает шаги по возрождению Православия в Китае и занимается миссионерской деятельностью в Юго-Восточной Азии.

В 2009 году был преодолён долгий раскол с РПЦЗ, в результате чего последняя стала частью Русской Православной Церкви. За последние годы Русской Церкви удалось добиться значимого присутствия в армии, возродить институты тюремного духовенства и сестричеств милосердия при больницах, а также добиться введения в школах изучения курса “Основы православной культуры”.

Церковь активно использует средства массовой информации (в том числе и собственные: телеканалы «Спас» и «Союз», радио «Вера», интернет-издания «Православие.ру», «Седмица.ру», «Православие и мир», «Фома» и др.).

Константинопольская Церковь

Константинопольский патриархат с давних пор пытается распространить свою каноническую территорию на все области, не входящие в канонические территории других Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже усвоил себе титул «Вселенский».

Однако фактически, территории Константинопольской Церкви включают в себя территорию Турции в Малой Азии, Стамбул с пригородами, некоторый острова Эгейского моря, полуостров Афон, остров Крит и епархии греческой диаспоры, существующие в тех или иных странах, а также Финляндия. Финляндская Церковь и архиепископия Крита пользуются правами широкой автономии. Также имеет спорную юрисдикцию в Эстонии.

Церковь насчитывает около 5 255 000 верующих на всех подконтрольных территориях, 63 епархии, около 60 монастырей, 3 200 приходов и 130 епископов. Возглавляет Церковь 232-й Константинопольский патриарх Варфоломей.

После отпадения в ересь Римской Церкви, Константинопольский патриарх имеет преимущество чести среди Предстоятелей Поместных Церквей. Преимущество чести даёт патриарху Константинополя право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными Церквами, а также решения споров между Поместными Церквями, если они обе апеллируют к нему, как к арбитру.

Из-за сложного материального положения не признаёт автокефалию Американской Православной Церкви, так как значительную часть денежных средств получает от приходов в США и Канаде.

Александрийская Церковь

Александрийского патриарха, как и первосвященника Рима, часто называют папой. Александрия является древней кафедрой, основанной самими апостолами, а также родиной монашества, с чем связан высокий авторитет Церкви в мире.

Несколько веков Церковь боролась с монофизитским расколом, затем находилась под недружественной властью различных мусульманских правительств и относительную свободу в своих действиях получила лишь в XX веке.

Канонической территорией Александрийского патриархата являются все страны Африки. С 1930-х годов Церковь ведёт активную миссию среди жителей континента и на текущий момент её паства насчитывает более 6 800 000 человек в 31 епархии.

Миссионеры Церкви ведут проповедь и совершают богослужения на греческом, арабском, французском и английском языках, а также на языках коренных народов Африки. Среди священников и епископов патриархата много чернокожих. Крупные православные общины уже сложились в Уганде, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР, Зимбабве, Камеруне, Заире, Гане и на Мадагаскаре.

Помимо христианской проповеди, патриархат занимается строительством учебных заведений и больниц, а также организацией гуманитарных акций. Среди недавних важных начинаний Церкви можно упомянуть открытие православного университета на Мадагаскаре.

Антиохийская Церковь

Также древняя апостольская кафедра, имеющая своим центром Дамаск и распространяющая юрисдикцию на Сирию, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар, а также некоторые православные общины в США и Западной Европе.

Несколько веков Церковь находилась в условиях официального доминирования ислама на канонической территории и запрета на проповедь христианства. В последнее время, в связи с дестабилизацией обстановки в регионе и деятельностью террористических групп, находится в исключительно тяжёлых условиях существования.

Несмотря на открытые исламистами гонения и геноцид христиан, Церковь насчитывает около 7 500 000 верующих, объединённых в 22 епархии и более чем 400 приходов. Основные богослужебные языки – арабский и греческий, а также английский.

Особенностью развития жизни Антиохийской Церкви в последние двадцать лет стала миссия среди жителей США и Канады и значительное увеличение численности патриархата из-за массового перехода в Православие англиканских и протестантских общин, для которых была создана особая митрополия западного обряда. Также приходы Антиохийской Церкви в США уже несколько десятилетий пополняются православными беженцами с Ближнего Востока.

Иерусалимский Патриархат

Иерусалимский патриархат был самой первой христианской общиной в мире, созданной ещё апостолами Петром и Иоанном Богословом в местах, где непосредственно проповедовал и жил Господь Иисус Христос. На территории патриархата располагается большинство наиболее значительных святынь всего Христианского мира.

Каноническая территория патриархата состоит из Израиля, Палестины и Иордании, а также Синайского полуострова. Автономная Синайская Церковь уникальна тем, что состоит из единственного монастыря святой Великомученицы Екатерины, возглавляемого архиепископом, которого рукополагает Иерусалимский патриарх.

Патриархат насчитывает около 130 000 верующих, в основном греков и арабов, на языках которых и совершается богослужение. В 4 епархиях патриархата действуют 65 приходов и 25 монастырей. Кафедральным собором патриарха является храм Гроба Господня.

Патриархату принадлежит около 18% всей территории в Иерусалиме. Одним из важнейших направлений в деятельности Иерусалимской Церкви является сохранение и поддержание в должном состоянии христианских святынь, а также организация доступа к ним и проживания в Израиле паломников со всего мира.

Грузинская Церковь

Каноническая территория этого патриархата довольно небольшая – Грузия и Абхазия. Также католикосу-патриарху всея Грузии подчиняются епархии в Европе, Северной Америке и Австралии.

Грузинская Церковь насчитывает около 3 500 000 верующих. 45 епархий объединяют под своими омофорами 170 монастырей и 550 приходов, в которых служат порядка 1300 священнослужителей. Это одна из наиболее древних Церквей в мире. Предание гласит, что именно территория Грузии выпала в качестве жребия для проповеди Божией Матери.

Богослужения в Церкви ведутся на грузинском языке, что является одной претензий абхазов и осетин, которые с давних пор имеют переводы богослужений и Евангелия на свои языки. Приходы в Абхазии в настоящее время заявили о своей автокефалии (которая имеет исторические основания в виде существования собственного патриархата) и находятся в расколе с Грузинской Церковью.

Грузинский патриарх Илия II придумал оригинальную меру по поддержке рождаемости в стране – он лично становится крёстным у каждого третьего и последующих детей.

Сербская Церковь

Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии, а в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Каноническая территория Сербского патриархата распространяется на несколько государств: Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению, Хорватию и Черногорию, а также на несколько епархий в Венгрии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Церковь состоит из более чем 3 500 приходов, объединённых в 46 епархий и насчитывает 47 действующих епископов, около 1 900 священников и 1 300 монашествующих. Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Белграде. В богослужении используются церковно-славянский и сербский языки.

С 1967 года несколько епархий Сербского патриархата находятся в расколе, объявив себя Македонской Православной Церковью, которая не признаётся другими Церквями. Эта ситуация очень болезненна для Сербской Церкви и она ведёт с отделившимися епархиями переговоры о воссоединении.

Румынская Церковь

Христианство на территории Румынии, в тогдашней Дакии, впервые появилось ещё в I веке. Предание гласит, что первую проповедь Евангелия сюда принёс апостол Андрей Первозванный.

Богослужения в Румынском патриархате ведутся на румынском и украинском языках. Церковь насчитывает более 18 800 000 верующих. Церковь состоит из 38 епархий, 11 674 приходов и 475 монастырей, в которых служат более 14 600 священнослужителей. Кафедра патриарха – в Бухаресте.

Православие в Румынии имеет статус государственной религии, и румынские священнослужители и церковнослужители находятся на содержании властей. В школах страны священниками официально преподаётся Закон Божий.

Румынская Церковь имеет юрисдикцию над самой Румынией, а также епархии в Северной Америке и Западной Европе, включающие в основном румынскую диаспору. Также патриархат стремится расширить свою каноническую территорию за счёт канонической территории Русской Церкви в Молдавии и на Украине.

Болгарская Церковь

В Болгарии более 8 000 000 православных христиан. В 15 епархиях Болгарского патриархата служит более 1 500 священнослужителей в 120 монастырях и 2600 приходах. Резиденция патриарха находится в столице страны Софии.

Канонической территорией Болгарского патриархата являются сама Болгария и епархии в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. Начало распространению христианства на территории Болгарии было положено ещё в I веке первыми учениками апостолов.

С 1992 года в Церкви, при посредстве властей, происходил большой раскол, уврачевать который смог лишь собор с участием Предстоятелей семи Поместных Церквей. Последний раскольнический иерарх принёс покаяние лишь в 2012 году, после чего раскол можно считать окончательно уврачёванным.

За богослужением во всех Православных Храмах в Болгарии, во время Великого входа до сих пор поминается император Александр II и русские воины, погибшие за освобождение Болгарии в войне с Турцией 1877-1878 годов.

Кипрская Церковь

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк, а позже епископов одного из кипрских городов был Лазарь Четверодневный, воскрешённый Спасителем.

В 1960 году Кипрская Республика провозгласила независимость, президентом которой стал Предстоятель Кипрской Церкви. Однако в 1974 году более трети территории острова было оккупировано турецкими войсками и до настоящего момента контролируется Турцией. При этом, епархии на оккупированной территории были упразднены, духовенство изгнано, а храмы закрыты, сожжены или обращены в мечети.

Кипрская Церковь с центром в Никосии возглавляется архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и не имеет канонических территорий за пределами острова. В 9 епархиях Церкви числятся более 500 приходов и более 40 монастырей (в виду оккупации действуют 6 епархий и 9 монастырей). 600 священнослужителей окормляют примерно 450 000 православных верующих.

Элладская Церковь

Каноническая территория Элладской Церкви включает в себя территорию современной Греции и некоторых острова Эгейского моря, которые исторически были частью Константинополького патриархата, но в XIX веке получила автокефалию в связи с возникновением самостоятельного королевства Греция.

Канонический статус некоторых территорий до сих пор не урегулирован окончательно и они считаются «временно переданными» Элладской Церкви Константинопольским патриархатом.

Церковь в Греции находится на содержании государства, а в школах страны вполне официально преподаётся предмет «Закон Божий». Православие в Греции является государственной религией, которую исповедует около 85% населения страны.

Паства Церкви состоит из более чем 9 245 000 человек. В Элладской Церкви 81 епархия, 200 монастырей и около 9 300 священнослужителей. Богослужения совершаются на греческом языке. Церковь придерживается новоюлианского календаря. Возглавляет Церковь архиепископ Афинский и всея Эллады.

Албанская Церковь

Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента и Наума

Епархий в Албанской Церкви всего 4 и они возглавляются 4 епископами, старший из которых является Предстоятелем Церкви и носит титул архиепископа Тиранского и всей Албании. В Церкви около 100 приходов, около 100 священников и дьяконов и порядка 700 000 православных христиан.

Каноническая территория Церкви включает только Албанию, где православное население проживает преимущественно на юге страны. Богослужения совершаются на албанском, греческом и валахском языках. Автокефалия Церковью получена относительно недавно – в 1937 году от Константинопольского патриархата.

В 1991 году, после жестоких гонений коммунистического правительства, в Албании было лишь 15 священников. Прибывшему из Константинопольского патриархата митрополиту Анастасию пришлось приложить огромные усилия для восстановления церковной жизни в стране.

Была открыта духовная семинария, рукоположены ещё трое архиереев и несколько священников, составлен новый устав Албанской Церкви, а также восстановлено и освящено несколько церквей. На сегодняшний день церковная жизнь в Албании всё ещё восстанавливается.

Польская Церковь

Польскую Православную Церковь возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши. Юрисдикция Церкви включает территорию Польши, а также епархии в Португалии и Бразилии.

После выхода Польши из состава Российской империи в 1918 году, епархии Русской Православной Церкви в Польше не могли нормально функционировать из-за двойного противодействия со стороны большевистских властей в России и националистического правительства в Польше. В итоге, в период домашнего ареста в России святого патриарха Тихона, Константинопольский патриарх самочинно даровал Польской Церкви автокефалию. Неканонический томос не был признан Русской Церковью и лишь в 1948 году Русская Церковь вторично, уже канонически, даровала Польской Церкви автокефалию.

Сегодня Польская Церковь насчитывает около 600 000 мирян в 8 епархиях, 11 монастырей и более 230 приходов. В Церкви 11 действующих епископов и более 410 священников и диаконов. Основная часть верующих проживает на Юго-Востоке Польши.

В 1990 году к Польской Церкви, на правах широкой автономии, присоединились несколько православных епархий и приходов в Португалии и Бразилии. Богослужения совершаются не только на польском и церковнославянском, но также на украинском и португальском языках.

С 1996 года Церковь много трудов посвящает социальному служению, открывая центры помощи малоимущим, организовывая гуманитарные акции и создавая сестричества при больницах. Также возрождён древний институт братств с определённой узкой специализацией (издательская деятельность, миссионерство, работа с молодёжью и т.п.), действующий как на уровне приходов, так и на уровне епархий или даже Церкви в целом.

Церковь Чешских земель и Словакии

Основателями Православной Церкви в Чехии и Словакии считаются просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в IX веке. Позднее католики почти полностью вытеснили или подчинили местных православных священнослужителей, и своё второе рождение Православие в Чехии и Словакии пережило в XIX столетии, когда на этой территории появились несколько епархий Сербской Церкви.

В период Второй Мировой войны Чехословацкая Церковь помогала народу сопротивляться немецким оккупантом, за что многие священнослужители были расстреляны или попали в заключение. После войны Чехословацкая Церковь перешла в юрисдикцию Русской Церкви, от которой получила автокефалию в 1951 году. Автокефалия не признавалась Константинопольским патриархом до 1998 года.

К канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии относятся Чехия и Словакия. Резиденция митрополита находится в Праге. Языки богослужения – церковнославянский, словацкий и чешский.

К Чехословацкой Церкви себя причисляет около 100 000 православных христиан. Церковь делится на 4 епархии и имеет около 250 приходов и более 200 клириков. В последние два десятилетия Церковь в Чехии и Словакии очень быстро растёт за счёт перехода в Православие представителей других христианских деноминаций. Особенностью Церкви также является почти полное отсутствие монашествующих. Православные монастыри начали появляться лишь в последние несколько лет.

С 2013 года в Церкви начался раскол при активном вмешательстве Константинопольского патриархата, вследствие которого избранному Поместным собором Чехословацкой Церкви новому Предстоятелю митрополиту Ростиславу стал противостоять архиепископ Оломоуцкий Симеон, стремящийся создать альтернативный синод и возглавить Церковь. Раскол не урегулирован до сих пор.

Американская Церковь

Американская Православная Церковь получила автокефалию от материнской Русской Церкви в 1970 году. Основной язык богослужения – английский. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.

Автокефалию Американской Церкви признают Русская Церковь, Болгарская Церковь, Грузинская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии.

Православие в Америке стало распространяться благодаря усилиям миссионеров Русской Православной Церкви ещё в XVIII веке, среди жителей Аляски, Алеутских островов, Калифорнии и Гавайев. В XX столетии в США иммигрировало значительное количество православных христиан из стран бывшей Российской империи, которых окормляли иерархи, ранее направленные на кафедры от Русской Православной Церкви, а также иерархи РПЦЗ. Вскоре, благодаря активной миссионерской деятельности, паства Церкви заметно увеличилась за счёт местного англоговорящего населения.

В Американской Церкви 14 епархий, 25 монастырей, около 650 приходов и четыре крупных учебных заведения. Православная община Американской Церкви составляет более 1 000 000 человек и довольно быстро увеличивается. Каноническая территория включает в себя США, Канаду, а также некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?

Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».

Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».

Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.

В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов?.. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!

Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:

  1. Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
  2. Александрийская (включает всю территорию Африки).
  3. Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
  4. Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
  5. Русская (страны СНГ).
  6. Грузинская (Грузия).
  7. Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
  8. Румынская (Румыния).
  9. Болгарская (Болгария).
  10. Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
  11. Элладская (Греческая) (Греция).
  12. Албанская (Албания).
  13. Польская (6 епархий на территории Польши).
  14. Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
  15. Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).

На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).

Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.

У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.

Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.

При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.

Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.

Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.

Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части - Восточную и Западную. До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества. Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Особенности веры

В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки. Известно, что на первых 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом. Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.

Православные церкви

Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.

Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.

Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.

Организация и роль православной церкви

Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные - митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.

Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.

Управление

Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.

Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.

Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата - Японская и Китайская, у Иерусалимского - Синайская, у Константинопольского - Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.

История русского православия

После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией. Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Во встал московский а в впервые на Руси появился свой патриарх Иов.

Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.



error: Контент защищен !!